Вопрос о том, что делает хорошего лидера—другими словами, каковы лидерские качества —широко обсуждается. Очевидно, что способность эффективно руководить зависит от ряда ключевых навыков, но также и от того, что разные лидеры имеют очень разные характеристики и стили.
На самом деле нет ни одного правильного способа руководить во всех обстоятельствах, и одной из главных характеристик хороших лидеров является их гибкость и способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Лидерские качества высоко ценятся работодателями, поскольку они предполагают взаимодействие с людьми таким образом, чтобы мотивировать, воодушевлять и вызывать уважение.
Независимо от того, можно ли научить лидерству само по себе, нет никаких сомнений в том, что существует ряд ключевых навыков, которыми обладают большинство хороших лидеров. Этим навыкам можно научиться, как и любым другим.
1. Навыки Стратегического Мышления
Возможно, самый важный навык, необходимый лидеру — и то, что действительно отличает лидеров от менеджеров, — это способность мыслить стратегически.
Это означает, в простых терминах, имея представление или видение того, где вы хотите быть и работать, чтобы достичь этого.
Лучшие стратегические мыслители видят общую картину и не отвлекаются на второстепенные вопросы или мелкие детали. Все их решения, скорее всего, будут в целом основаны на их ответе на вопрос "приближает ли это меня к тому, где я хочу быть?’
Конечно, помимо того, что они способны создать убедительное видение, они также должны быть в состоянии эффективно донести его до своих последователей, что отчасти объясняет, почему коммуникативные навыки также жизненно важны для лидеров.
2. Навыки планирования и доставки
Хотя важно быть лично организованным и мотивированным в качестве лидера—и смотрите наши страницы по тайм-менеджменту и самомотивации для получения дополнительной информации об этих областях—возможно, еще более важно уметь планировать и выполнять работу для организации.
Эти области являются ключевыми управленческими навыками, но лучшие лидеры также смогут приложить к ним свои усилия. Самое лучшее видение в мире никуда не годится без плана его воплощения в реальность.
Поэтому наряду со стратегическим мышлением необходимо заниматься организацией и планированием действий, которые необходимы для реализации вашего видения и стратегии. Управление проектами и планирование проектов также являются полезными навыками как для руководителей, так и для руководителей. Хорошее управление рисками также важно, чтобы помочь вам избежать того, что идет не так, и управлять, когда это происходит.
3. Навыки Управления Персоналом
Без последователей нет лидеров. Поэтому лидерам необходимы навыки работы с другими людьми на индивидуальной и групповой основе, а также целый ряд инструментов в их арсенале для решения широкого круга ситуаций. Многие из этих навыков также жизненно важны для менеджеров, и вы можете узнать больше о них на нашей странице о навыках управления.
В частности, лидеры должны мотивировать и поощрять своих последователей, как непосредственно (см. нашу страницу о мотивации других), так и путем создания мотивационной среды.
Один из первых навыков, которым должны овладеть новые лидеры, - умение делегировать. Это трудный навык для многих людей, но при хорошей работе делегирование может дать членам команды ответственность и вкус к лидерству, а также помочь им оставаться мотивированными. Подробнее читайте на нашей странице о навыках делегирования полномочий.
Есть и другие проблемы, связанные с делегированием работы внутри команды, включая балансировку рабочих нагрузок и обеспечение того, чтобы каждому была предоставлена возможность помочь им развиваться. Смотрите нашу страницу О надзоре за работой для получения дополнительной информации.
Лидеры и менеджеры должны понимать, как строить команду и управлять ею. Они должны знать, как эффективно вербовать и привлекать людей " на борт’ с помощью индукционных процессов. Они также должны понимать важность управления производительностью, как на регулярной основе, так и для управления низкой производительностью.