Говоря о теме пиратов, представляется Карибское море, пальмы и остров Тортуга. Всё благодаря кинематографу, да и, собственно, славе отдельных известных личностей «Золотого века» пиратства. Однако не секрет, что деятельность пиратов была распространена и в античности в Средиземном море, да и в другие эпохи во многих уголках земного шара. Не стала исключением и Россия. Так, какими же были российские пираты?
Расцвет новгородских пиратов
Первые упоминания о пиратах появились в XI веке. Новгород имел множество контактов с варяжскими и норманнскими землями, что способствовало развитию активной торговли. Торговые суда и близлежащие города манили своей добычей разбойников. К таким разбойникам и относились ушкуйники. Ушкуйниками их назвали из-за наименования парусно-гребного судна (ушкуй), которое использовалось на Руси в XI—XV веках (в том числе и пиратами). Судно было лёгкое с небольшой осадкой. Однако ушкуйники были не просто кучкой разбойников, они были настоящими хорошо вооружёнными пиратами.
Эти вольные люди в составе дружин занимались торговым промыслом и набегами, по большей части, на Волге и Каме, а также не отказывались за плату охранять приграничную территорию Новгорода. Но не только торговцы становились жертвами русских пиратов. Ушкуйники брали целые города. Наиболее известными их набегами являются разорение и разграбление древней шведской столицы Сигтуна совместно с карелами в 1187 году, а также взятие в 1374 году Сарая – столицы Золотой орды (хотя реальность существования этого похода на Сарай, в отличие от последующего, оспаривается историками). Ушкуйники выполняли и просьбы Московских князей. Ещё один набег на Сарай в 1471 году был предпринят, предположительно, как раз, по такой просьбе.
Закат ушкуйников
Большинство историй о пиратах заканчиваются бесславно для последних. Закончилась и эта. В 1489 году по приказу Ивана III 64-тысячное войско выдвинулось в сторону Хлынова (город, в котором проживали ушкуйники, нынешняя территория Кирова). Ушкуйники предприняли попытки подкупить воевод, что не возымело существенного успеха. Представляющих наибольшую опасность ушкуйников казнили, жителей города расселили в московские города, а вместо них поселили столичных жителей.
К числу пиратов можно также отнести и казаков, которые в XVII веке грабили южные берега Крыма и побережье Турции. Признаки пиратства были и у казаков Степана Разина, которые отчётливо выражались в персидском (каспийском) походе (1667-1669). Но более соответствующий типичному образу пирата являлся Карстен Роде, служивший капером во времена правления Ивана IV Грозного.
Каперский флот Ивана Грозного
В мае 1558 года в ходе Ливонской войны русскими войсками была взята Нарва. Город имел выход в Балтийское море, что делало его стратегическим при построении торговых маршрутов. Однако Балтийское море заполонили каперские флотилии. Капер, в отличие от пирата, имел разрешительную грамоту от властей – каперское свидетельство, дающее ему право на захват вражеских торговых судов.
Иван Грозный в 1570 году в ответ на столь значительную угрозу в море решил создать собственную каперскую флотилию. Датский принц Магнус порекомендовал, чтобы бывший купец и опытный капитан Карстен Роде возглавил эту флотилию. На царские деньги Роде приобрёл корабль и нанял команду из 35 человек. Карстен Роде должен был продавать захваченные товары в российских портах, отдавать со всех захваченных кораблей по лучшей пушке, передавать каждый третий корабль, десятую часть добычи и ценных пленных (которых можно было обменять или получить за них выкуп) власти. Экипаж право на добычу не имел, но получал жалование.
С июня по октябрь 1570 года Карстен Роде стал настоящей грозой, а его флот стал самым мощным в Финском заливе. Но Карстен Роде, как истинный пират, нарушал условия договора, а большую часть добычи реализовывал в датских портах. Уже в октябре 1570 года он попал круговорот политических хитросплетений, был арестован в Копенгагене и попал в заключение.
До 1573 года он содержался в строгом заточении, но при хороших условиях в замке Галль. По распоряжению короля Дании Фредерика II, который посетил замок лично, пират был переведён в тюрьму в Копенгагене. Судьбой капера интересовался и сам Иван Грозный, но о дальнейшей жизни Карстена Роде история пока умалчивает.