«Борьба за грамотность» — это не просто указать на ошибку, это сделать так, чтобы человек эту ошибку запомнил и больше не захотел её допускать. Как этого можно добиться, рассказываем на двух примерах, реальных случаях из нашей жизни.
Грамотно — дешевле
Случай первый. Наш знакомый, владелец ночного клуба, от природы человек грамотный. Конечно, ему случается допускать ошибки, но в целом мы бы охарактеризовали его уровень грамотности как «намного выше среднего». Русский язык он уважает, в своих ошибках старается разбираться, чтобы их не повторять, замечает ошибки других.
Нетрудно догадаться, что в его подчинении несколько десятков человек: администраторы клуба, бармены и официанты, танцовщицы… Большинство из них, как вы догадываетесь, мало интересуется русским языком и грамотностью в частности. Так мало, что, можно сказать, совсем не интересуются.
Внутри организации есть несколько корпоративных чатов на разные темы: бухгалтерия, смены сотрудников, срочные вопросы и другие — в каждом из которых есть наш владелец клуба. Который читает и видит, кто как пишет.
Однажды он установил правило: писать в корпоративных чатах нужно в соответствии с нормами русского языка, за орфографические ошибки — штраф. Понадобилось несколько недель, чтобы сотрудники поверили в серьёзность этого правила и начали думать, прежде чем писать в общий чат. Владелец действительно вычитал из зарплаты/премии сотрудников небольшую сумму за каждую увиденную ошибку со словами: «Мой монастырь — мой устав». Однако никто этот «монастырь» так и не покинул из-за нежелания писать грамотно, потому что владелец умел не только штрафовать за ошибки, но и создавать условия работы на уровне «намного выше среднего». Так и работают :)
Случай второй. Этот пример попроще, ведь дело было в редакции онлайн-газеты, где и положено говорить и писать исключительно по правилам русского языка. Но все люди, все ошибаются, и это нормально даже в редакции :)
Тем не менее в коллективе действовал закон: за каждую ошибку, устную или письменную, тот, кто её допустил, отдавал рубль. В кабинете стояла большая банка, предназначенная для такого рода сбора средств. И, надо сказать, что пополнялась эта банка с немаленькой скоростью (ведь в редакции вероятность того, что ошибка останется незамеченной, сведена к минимуму).
На что можно было бы потратить накопившуюся сумму? Да на что угодно! Только все эти деньги решением коллектива были отданы одной сотруднице, той самой, которая рассказала нам эту историю. Больше двух тысяч рублей мелочью — результат многолетнего нарушения норм русского языка — стали прощальным подарком при переходе сотрудницы на другую работу.