Найти тему
Игорь Краснов

Первая Щука




Я проснулся уже давно. Осторожные шаги пионервожатой возвещают о том, что утренний горн скоро разбудит сонный лагерь. Сегодня день особый – я именинник! На утренней линейке должны прозвучать слова поздравлений, а после обеда должна приехать мама и брат Сергей.
Лагерь и прилегающие к нему территории я знаю хорошо. Ежегодно моя родственница из Первоуральска устраивает меня в принадлежащий ее заводу «Соколенок» на все три смены. Работающие целыми днями на заводе родители, приезжают ко мне на выходные, привозя яблоки, конфеты и печенье, которые сразу расходятся по отряду.
Место для постройки лагеря выбрано со вкусом. На берегу реки Утка, которая впадает в Староуткинский пруд, в распадке между двумя лесистыми холмами, находится главный символ пионерского лагеря – стела, около которой происходит построение всех отрядов. На холмах расположены жилые корпуса, по пять с каждой стороны. Столовая построена прямо на берегу реки, а на другой стороне находятся административные здания и хозяйственные постройки.
Здесь очень красиво! Речка, с ее перекатами и омутами, продолжительные плесы со слабым течением и кувшинками, напоминают красочные рассказы из подаренных мне дедом альманахов «Рыболов-спортсмен». Сделанная из черемухи удочка, надежно спрятана на берегу реки и ждет окончания «тихого часа».
Звуки утреннего горна врываются в утреннюю тишину, и я бегу к умывальнику. Сегодня я открываю новую зубную пасту с нарисованными на ней зверюшками. Она сладкая и приятная на вкус – не то, что «помарин». Растворяю на языке и пробую проглотить. Да, много не съешь, думаю я и бегу одеваться. Утренняя линейка заканчивается торжественным поздравлением старшего пионервожатого. Кроме меня, именинников еще двое – девушка из первого отряда и мальчик из третьего. Под барабанную дробь мы первыми заходим в столовую за отдельный стол, где нас ожидает кусок именинного манника и рисовая каша с желтым пятнышком сливочного масла.
После завтрака все дружно разучивают песню для строевого смотра. Целый час звонкие ребячьи голоса выводят слова песни:- «дружба – фроньшафт, всегда мы вместе ГДР и Советский Союз». В перерывах вожатый Андрей, служивший в ГДР, рассказывает об армейской жизни, о мужестве наших солдат, и сердце наполняется гордостью за Отечество и наши Вооруженные силы. Днем солнечно и тепло, мы идем наводить порядок у своего корпуса и собираем фантики от конфет и упавшие с деревьев ветки. Я наклоняюсь за очередной веткой, но ветка оживает и отползает в сторону – это змея. У нас раньше жила дома гадюка, у которой отец отобрал ядовитые зубы, но вскоре они отросли заново, и змею увезли в лес. Я зову ребят, но черная змея быстро соскользнув со склона, скрывается под камнем. Жаль, что ребята не увидели.
Перед обедом все разбегаются по своим делам. Кто играет в теннис, кто бежит на качели. Обычно, я на качелях, но когда плохая погода, я достаю из под матраса книгу «Они сражались за Родину», и читаю в сделанном из простыни гамаке. Простынь просто складывается вдвое и растягивается между спинками кровати. Не знаю, кто это придумал, но похожие коконы появились уже давно. Единственное, что заползать туда и выбираться не удобно.
Но сегодня день особый, и мы, с моим другом Гильдаром, взяв заранее приготовленных червей, бежим к реке. Гильдар мой друг, и мы встречаемся в лагере уже не первый раз. Это маленький, худой мальчик с огромными, как мне кажется, ушами. Мы бежим к реке, но далеко уходить нельзя, да нам это пока и не нужно. Прямо на территории, река сужается, образуя глубокий перекат, и резко поворачивает, создавая излучину с глубоким водоворотом. К этому водовороту, видимо еще по высокой воде, прибило похожий на страшилище пень. Поток воды, ударяясь в пень, создает сильный водоворот с небольшим затишком за корягой. Вот здесь мы как-то случайно и нашли горбатого окуня. Нужно просто забросить червя в водоворот и ждать, когда нырнет выстроганный из сосновой коры поплавок. Так и есть – поплавок ныряет, и согнувшееся черемуховое удилище извлекает из воды приличного горбача. Ловим одной удочкой по очереди и успеваем достать из воды пять рыб. Иногда бывает и больше, здесь окунь собирается всегда. Спрятав удочку, насадив рыбу жабрами на ивовый прут, мы бежим к своему корпусу, где у нас закопан полиэтиленовый пакет с солеными окунями. Там же спрятана и раздобытая где-то соль. Впоследствии, окуни были высушены и случайно пойманная на перекате странно пахнущая белая рыба, оказавшаяся хариусом, навсегда вытеснила окуней из этого пакета, но это уже совершенно другая история…..
Наскоро пересыпав солью рыбу, мы идем к умывальнику и я вижу, как мне навстречу идет мой брат – Сергей. Сергей старше меня на четыре года, ему 13 и он занимается самбо. Обнявшись, мы идем к маме, которая приехала ко мне в лагерь поздравить с днем рождения. Обычно родители приезжают в пятницу, и установив палатку недалеко от лагеря на берегу реки, живут там все выходные, а я прибегаю к ним в разрешенное время. Но в этот раз мама приехала на день, и, отпросившись, мы идем за территорию, прихватив удочку. На берегу реки планируется праздничный стол. От лагеря отходим довольно далеко в сторону деревни «Волыны», долго выбираем место для стоянки. Перекаты сменяются тихими, плесами и прибрежными зарослями плюща. Выбираем красивую полянку рядом с раскидистой черемухой. В этом месте течение на реке слабое. Заросли роголистника и элодеи создают на поверхности реки плотный ковер из водорослей у берега, а из глубины поднимаются одинокие стебли кувшинок с огромными, похожими на тарелки, зелеными листьями. Пока идет приготовление импровизированного именинного стола, мы с Сергеем пытаемся ловить рыбу. Поплавок слегка вздрагивает и начинает медленно погружаться. Так клюет пескарь. Дергаю удочкой, и небольшой пескарик вылетает из воды. Клюет часто, мы с братом ловим по очереди, но вскоре мама зовет за «стол».
Про щуку я много читал у Сабанеева, но сам конечно никогда не ловил. И тут поймав очередного пескаря, я принимаю решение скорее интуитивное а не обдуманное. Нацепив небольшим крючком рыбку за спину, я делаю заброс в направлении кувшинок, и положив на рогульку удочку, бегу к расположившимся на траве маме и брату.
Вкусные угощения, отсутствующие в пионерском лагере, похожи на маленькое детское счастье. Я запиваю морсом пирожное, но боковое зрение отмечает движение на удочке. Черемуховый кончик загнулся и кивает в сторону воды. Не раздумывая, бегу к удилищу и тяну на себя. Что-то упирается и не хочет выходить из воды, но я упорно тяну рыбу к себе. Мгновенья кажутся вечностью и наконец, из воды вылетает небольшая щучка. От неожиданности выдерживаю секундную паузу и стою с удочкой в руках, а на леске болтается, чудом зацепившийся, грамм на 300 щуренок. Оцепенение сменяется бесконечной радостью, я бегаю по берегу, прыгаю и кричу:- Щука!! Щука!! Обиженный Сергей стоит и дуется на то, что не он первый увидел поклевку и не он вытащил рыбу. Но обида вскоре проходит и я принимаю поздравления от него и от мамы. Ведь так получилось, что первая щука в моей жизни поймана в день моего рождения 9 августа 1976 года!
С тех пор прошло много лет и переловлено много разноразмерных щук, но самая первая, пусть и не большая, оставила в памяти не забываемые впечатления и переживания. Я часто бываю в этих местах и долго стою на развалинах пионерского лагеря, а в памяти вновь и вновь всплывают воспоминания из далекого социалистического детства.