Пожив в Париже среди настоящих французов, а не мигрантов, я знаю, что миф о европейском дружелюбии вовсе не миф. В нашем метро поди улыбнись кому-нибудь - человек будет с подозрением всю дорогу разглядывать тебя на предмет поиска скрытых болезней/взрывчатки/алкогольных паров/воровских наклонностей. Или, в лучшем случае, сделает вид, что не замечает. А во Франции случайная улыбка - это повод сразу сказать "Привет, как дела?". Причём это не навязчивая попытка познакомиться, а только форма вежливости. "Всё хорошо?" - спрашивают продавцы в лавочках, попутчики, жандармы и клошары.
Прямо бесят. Знаешь, что в аэропорту Шарля де Голля самые длинные очереди на паспортном контроле? Потому что каждый пограничник открывает твой паспорт и начинает диалог. Как дела? Как отпуск прошёл? Где живёте? И как она, Москва? А как вашу собаку зовут? Футбол смотрели в эти выходные?
Да-а-а, отдайте уже паспорт, у меня посадка, боже мой, конечно Париж прекрасен, отпустите меня, пожалуйста!
Когда Гоше было семь лет, мы впервые выехали на крупный международный танцевальный турнир, проходящий в голландском городе Ассен. К отелю мы прибыли поздно, было уже за полночь. И представляешь, каким приятным сюрпризом стала для нас информация: мест нет. Виноваты, конечно, не понимаем, как такое могло произойти, - оправдывался администратор. А что делать нам с детьми, вещами и в ночи, - вопрошали растерянные мы. И нам предложили заселиться в более дорогой, почти ВИП, отель. Разумеется, без доплаты. Куда было деваться, согласились.
И вот первый вечерний прогон. Турнир проходил в зале того, первого отеля. И до него нам предстояла прогулка в пару километров по незнакомому городу в ноябрьских сумерках. И разумеется через десять минут блуждания в темноте (а в Европе прилично экономят на вечернем освещении) нас осенило: скорее мы найдём границу с Германией, чем нужный отель. На улицах было пусто. Это тебе не "москоу невер слип", в европейской деревне люди по режиму живут, мерзавцы.
Вскоре мы увидели огонёк и, как в страшных сказках, пошли на него. Реальность оборачивалась хоррором: из тьмы выступали качели, низкие заборчики и углы, разрисованные инфернальными цветочками и зловещими животными (что может быть страшнее зайчика на белой стене, когда вокруг декорации к фильму про маньяков?). Свет, собственно, горел на первом этаже низкого здания. Мы заглянули в окна...
И увидели родное зрелище: в просторной комнате были накрыты столы. А за ними поднимали рюмки люди, видимо отмечающие какой-то праздник прямо на рабочем месте. Обойдя дом, очень похожий на детский садик или начальную школу, я решительно открыла дверь и вошла.
— Добрый вечер, - люди в комнате умолкли. И пока они не приняли меня за грабителя или агента безопасности, я объяснила на английском, как смогла, нашу проблему.
— Мы ищем отель... Не могли бы вы... Мы из России... Заблудились...
Голландцы переглянулись. Поговорили на своём языке. И наверное прониклись сочувствием к несчастным северным дикарям, которых Бог знает каким ветром занесло в крохотный Ассен. В общем, один из празднующих встал из-за стола и проводил нас до перекрёстка, на котором махнул рукой в нужную сторону: дальше, мол, по прямой. И ушёл.
А знаешь, что случилось дальше? Невозможная глупость. Мы снова заблудились. Нет, ну я не виновата. Темень, хоть глаз выколи, дороги эти дурацкие для велосипедистов, деревья. И тишина, как в глухой русской деревне в два ночи.
В какую-то минуту я была уже готова снова найти тот детский сад и добить несчастных голландцев просьбой нас накормить и ещё раз проводить (думаю, на этот раз они бережно довели бы меня до России и проследили бы, чтобы не возвращалась). Но тут мы заметили человека. Первого за годы, проведённые в поисках отеля! Человек был одет в жилет, похожий на униформу наших дворников, а значит вызывал доверие. И мы всей компанией кинулись к нему за помощью.
Да уж, если честно, он мог завести нас хоть в болото или в лапы голландских наркодиллеров - мы всё равно ничего бы не успели понять. Но человек (он шёл, кстати, в противоположном нужному нам направлении) повернулся и без слов довёл нас прямо до дверей отеля. Там мы поцеловали землю, парковочный счётчик, крыльцо и радостно хлопали. Пытались поцеловать и незнакомца, но он стремительно исчез.
И вот скажи, кто бы из нас поступил как этот летучий голландец? Идти в ночи по безлюдным улицам с группой русских, возможно, прямо сейчас обсуждающих твои вкусовые качества! Безумие.
Я бы точно не пошла.