Как известно, что написано пером, то не вырубить и топором, но как именно это работает? Продолжим препарировать "Психологию влияния" Чалдини и начнем с влияния на нас силы письменного обязательства.
Механизмов использования письменного обязательства - огромное множество. Первое и самое интересное - это использование его для самих себя. Если в вашей голове начала крутиться какая-то идея в зачаточном состоянии в течении некоторого времени, оформите её мыслью на бумаге. Это поможет, во-первых, неопределенной вспышке импульсов в вашей голове преобразоваться в нечто материальное, состоящее из букв и возможно цифр, то есть в текст с началом и концом. Во-вторых, текст - это то, к чему вы можете возвращаться неограниченное количество раз, рассматривать его и так и сяк, находить плюсы и минусы, подстраивать под себя и улучшать свою идею. И вот уже в ваших руках готовый рабочий механизм, способный потащить за собой цепочку дальнейших действий для её [идеи] планирования и реализации.
Цель должна быть прописана.
Р. Чалдини
Ещё один прекрасный пример использования письменного обязательства, либо, в данном случае, также и устного - это максимальная публичность ваших намерений. К примеру, у вас появилось желание похудеть или бросить курить. Сложно поверить, но именно эта техника поможет добиться желаемых результатов даже там, где не помогало ничего другое. Да, представьте себе, это доказано научно с большим количеством положительных экспериментов. Когда вы делитесь планами с другими людьми, тем самым вы берёте обязательство не только перед собой, но и перед своей аудиторией. Ведь за закрытыми дверями наедине со своим "Я" нам легче всего пасть жертвой коварной лени, которая подскажет 100 и одну причину не выходить из зоны комфорта, не высовываться и вообще не заморачиваться. К слову, не стоит ждать, что ваш мозг будет с вами в союзе на первое время, так как он устроен таким образом, что предпочитает функционировать в режиме экономии энергии, увы... И только самодисциплина и самоорганизация толкает нас вперёд по пути прогресса.
Так вот, обязательное условие сдвига в любом начинании - это ознакомление с вашими намерениями одного и более лиц. Само собой, чем шире круг посвященных в ваши планы, тем лучше, ведь кому охота выглядеть перед массой народа пустозвоном или ленивцем, неспособным держаться собственного слова. Это удовольствие такое себе. Таким образом, публичность намерений играет роль дополнительного и очень важного мотиватора, без которого большинству людей не справиться.
Публичные заявления обязывают. Причем надолго.
Р. Чалдини
Также хочу поделиться очень любопытным исследованием, которое было организовано правительством США после корейской войны на основании показаний американских солдат, побывавших в плену у китайцев (напомню, что это конфликт времён холодной войны между США c их союзниками и силами КНР и СССР). Началось всё с того, что пленные желали связаться со своими семьями, чтобы дать знать, что они живы. Но поскольку вся корреспонденция тщательно проверялась, солдаты начали добавлять в письма положительные отзывы о сносной жизни в плену, высокую оценку коммунистического режима и тому подобное, что конечно с удовольствием высылалось. То есть американские граждане без какого бы то ни было дополнительного давления фиксировали на бумаге прокоммунистические заявления.
Аналогичное действие оказывали проводимые в лагере конкурсы политических очерков. САМОЕ ВАЖНОЕ - призы для победителей были максимально скромные, вроде нескольких сигарет или фруктов, таким образом участники не могли усыпить свою совесть весомостью приза, но многие принимали в нем участие даже из-за незначительных бонусов, привлекательных в условиях лагерной жизни.
Основная часть очерков занимала восхваление Соединенных Штатов, но с некоторыми реверансами также и в пользу коммунистического строя. С течением времени % подобных реверансов рос, т.к. это давало бОльшие шансы на победу, при этом написавшему также стэп бай стэп начинали откликаться те мысли, которые в начале были всего лишь отписками для конкурсного участия. ВАЖНО: от письменных деклараций максимально легко перейти к обязательствам.
Очень грамотно силу письменного обязательства использовали в своей стратегии продаж такие гиганты мировой торговли, как P&G и General Foods, с помощью конкурсов "25, 50, 100 слов или меньше", проводящихся на регулярной основе. Суть таких конкурсов состояла в написании отзыва, который обязательно должен начинаться со слов "Мне нравиться этот продукт, потому что...", где цель - заставить как можно большое число людей одобрить их товар, тем самым крепко в это уверовав.
Логика действий что в лагере военнопленных, что в конкурсе на лучшие оды товару одна - масса людей восхваляет тот или иной продукт, будь то китайский коммунизм или яйцерезка. Вне зависимости от типа продукта, для победы надо делать упор на его сильные стороны, для чего конкурсанты стремятся найти достойные похвалы качества продукта и описывают их.
Происходит нечто особенное, когда люди прописывают лично свое мнение на бумаге. Они начинают действовать в соответствии с тем, что написано. Результат: сотни и тысячи людей, которые письменно заявляют о привлекательности продукта, следовательно испытывают магическое желание верить в то, что написали, чтобы выглядеть логичным человеком.
Вот она какая, сила письменного обязательства. Пользуйтесь! И только во благо))
Обнимаю вас, оставайтесь со мной и до новых встреч!