Найти тему

Масленица продолжается

«Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону – и пахать пойду!»

Мальчишка кричал это и скакал верхом на ухвате, неся перед собой блин. Разными закличками звали Масленицу. Встречали песнями и частушками, да блинами с маслом. Ждали с большим нетерпением. Что ни день, то обряд. Сегодня расскажем, какие традиции сохранились до сих пор, а какие уже утрачены

Чучело готово к сожжению
Чучело готово к сожжению

Масленицу всегда ждут с большим нетерпением. Это переломный момент в году. От зимы к весне, от темноты к свету, от сдержанности к разгулу. Масленица повсюду. В песнях, поговорках, закличках. В обрядах и приметах. В каждом доме. В этом номере консультантом по Масленице согласилась стать Елена Погребняк , руководитель ансамбля «Перезвоны». Кому, как не ей, знать всё о традициях этого праздника.

– Сейчас уже нет прямых носителей фольклора, мы утратили поколение, от которого можно было записывать то, что исконно пелось на празднике. Теперь только источники: книги, сборники, сайты, где собраны все эти песни, заклички, прибаутки.

Елена Юрьевна говорит, что они с хореографом Аллой Бердниковой за двадцать лет существования фольклорного ансамбля, очень хорошо изучили сам праздник и его этимологию.

Масленица – один из немногих языческих праздников, которые приняла православная церковь. Само течение этого праздника настолько продуманное, последовательное и рациональное, что принимается каждым человеком. Этот широкий разгуляй существует по чёткому регламенту и с определённой целью. В Масленичную или Сырную неделю чествуют в основном молодые пары, которые только вступили в брак или собираются пожениться. Таких молодых всячески «подталкивают» друг к другу. Обряды в помощь, в Масленую неделю можно всё. На конях покатались, песни спели, даже целоваться дозволено было, только принародно . Поди ж в домострой целоваться без разрешения. Оттого и стала Масленица разгуляем.

Надо было решить вечную проблему отношений тёщи и зятя. Пожалуйста, ходите друг к другу на блины. В среду зять идёт к тёще, а в пятницу уже наоборот. Уже хорошо – вместе за стол сели. Одного с другим свели.

Суббота – золовкины посиделки. В разных областях обряды отличаются. Где-то девки незамужние собираются и рукоделием своим хвастаются друг перед другом. Расхваливают себя, кто что умеет делать. А в гости к мамкам да бабкам подружки ходят. Свекровушки будущие. Ходят да посматривают, у кого из девиц ручки из того места, что надо, растут. Будто между делом, замечают, которая поскромнее да у кого головушка светлая. Этот день ещё считался своеобразными смотринами молодой жены. Помимо золовок на это действо собирались посмотреть люди со всего села и даже из окрестных сёл. Оценивалось всё в ней – от блюд, которыми она потчевала гостей, до общения с незнакомыми людьми. Любой обряд имеет смысл и утилитарное значение. Настолько всё продумано и учтено в Масленице.

А мужские кулачные бои чего стоят? Тоже не просто так затеяны. Собираются парни группами. Обычно улица на улицу, иногда и деревня на деревню. Кто-то просто дружками кучкуется. Начинают петь частушки. Они так и называются – частушки под драку. А? Каково? Сами себя раззадоривают, друг перед другом выделываются, петухами ходят туда-сюда. Дразнят друг дружку. Это ритуал. Начинается он сначала под балалайку. Потом строго по ритуалу идёт улица на улицу. Били от души, но без увечий, правила соблюдали. Упал человек, все его не трогают. Лежачего не бьют – это с Масленицы пошло. Вот вам, пожалуйста, возможность снять агрессию, стресс, накопившийся за зиму. Показные бои куда лучше обычной драки.

Мы – ребята-ёжики,
У нас в карманах ножики.
Кто заденет ёжика,
Тот получит ножика!
Мы – ребята-ухачи,
У нас в карманах кирпичи.
Кто заденет ухача,
Тот получит кирпича!
Кому холодно в тужурочке,
Тулупчик надевай,
Кому хочется подраться,
Тот наскакивай давай!
Нам хотели запретить
По этой улице ходить.
Наши запретители,
По морде не хотите ли?
Баловаться, баловаться,
Баловаться хочется,
А рассказать вам, и по правде
И подраться хочется.
Никого мы не боимся,
Кто дорогу преградит:
Ну-ка, шаечка на шаечку,
Котора победит?

Сжигать чучело Масленицы совсем не обязательно. Далеко не во всех областях России в старину принято было в воскресенье сжигать Масленицу. Когда этот праздник ввели в разрешённые к празднованию в СССР, вот повсеместно и стали палить чучела – красиво ведь. Раньше же чучело выносили за село и принимались растрёпывать. Дёргали от него кусочки и разбрасывали по полю, «чтобы лён долгим рос». Обряды отличались в разных областях, как и песни.

Наш народ уральский суровый был всегда. И песни такие тягучие пел, что больше похоже на плач или на вой. Все масленичные песни на протяжный мотив, что если не разбирать слов, то кажется страдальческим.

Чтобы мне понятней было, Елена Юрьевна напела мотив, для сравнения взяли нашу уральскую песню и Владимирской области. Разница сразу чувствуется. В наших страдание сплошное. Но есть и такие вещи в фольклоре, которые можно назвать вечными. Ещё в сборнике у Римского-Корсакова встречаются такие заклички, которые столетия пережили. Классика, одним словом. «А мы масленицу дожидаем » – всё в ней есть, в этой закличке. Лучше этой нет в природе. В ней исконный интонационный строй. (Ну не могу я вам напеть дорогие мои, как это делает Елена Юрьевна.)

На весь этот строй и были построены все славянские песни. По-научному это так: использование архаичного звукомелодического строя. Мелодия по-особому построена и звучит. Она оглашается. Она идёт в никуда. В даль. Она пробивает время, поток, пространство. Перед тобой даль, и ты точно знаешь, чего ждёшь оттуда. С детьми, когда они начинают петь такие песни, что-то происходит. Они даже будто в стойку встают и привлекают эту энергию. Не зря же у окружающих возникает желание и чёткое представление, что Масленица пришла и бегут мурашки. Это самый настоящий призыв. В человеческой природе так заложено. Это генетическая память. Её не искоренить.

Татьяна Чайковская

Емеля ездил на печи и селом гуляли до ночи

Как в селе Мраморском встречали Масленицу много лет тому назад

Людмила Попкова, бывший художественный руководитель Дворца культуры села Мраморского, на протяжении 50 лет занималась организацией и проведением Масленицы.

Раньше этот праздник называли проводами зимы. Собирались всем селом. Жители ждали Масленицы: пекли блины, перешивали старые платья в костюмы.

Мраморцы на Масленице
Мраморцы на Масленице

С 60-х годов прошлого века проводы зимы отмечали не у сельского Дома культуры, а у пруда, на улице Пушкина, – вспоминает Людмила Попкова. – Хозяюшки пекли блины, готовили уху и гречку на таганке, угощали всех гостей праздника.

Людмила Петровна рассказывает, что на проводах зимы устраивали ярмарку, выставки рукоделия. Наряжались в скоморохов, пели частушки и русские народные песни. Люди веселились от души, обязательно проводили конкурсы для взрослых и детей. Например, конкурс попади валенком в мишень или доскочи до финиша в одном валенке, конкурс на лучшие блины. Состязались в перетягивании канатов и быстром поедании блинов.

Жители принимали активное участие в событии. В то время активно работали уличные комитеты. Каждая улица готовила импровизированное театрализованное представление.

Так, например, в 1972 году жители улицы Пушкина переоделись в цыган и исполнили цыганочку, ухватив в свой задорный танец сельчан. А жители Октябрьской разыграли свадебный обряд.

А однажды, сельчане поставили сказку «По щучьему велению». Сделали декорации, любой театр позавидовал бы. К печи приделали колёсики, посадили разодетого Емелю и катали его с частушками и песнями. Гулянья продолжались в Мраморском до позднего вечера.

– Время хорошее было, люди более открытыми были. И работать умели, и отдыхать, – говорит Людмила Попкова. – Масленицу и сейчас проводим в селе, собираем детвору, учим с ними частушки. Но не хватает тех активистов на селе, что были раньше.

Светлана Хисматуллина