Разбирал на работе вновь поступившие материалы и среди них попался очень интересный документ, датированный 1939 годом, под загадочным названием «Переходящий мандат». Не, это вовсе даже не про выборы и депутатов. Это трудовая награда. А я то, грешным делом, посчитал, что постом про звание Героя Социалистического труда публикации о трудовых наградах СССР я закончил. А вот нет. Поле вообще не паханное. Ведь помимо орденов, медалей и различных званий в Советском Союзе была и масса других наград. От «Почетных грамот» и переходящих Красных знамен до отраслевых нагрудных знаков и, как я, к стыду своему, узнал буквально на днях, «Переходящих мандатов».
Поиск в интернете дал только общее представление – подобные мандаты были отраслевыми и вручались передовикам производства, победителям социалистических соревнований союзного масштаба.
В нашем случае «Переходящим мандатом» отмечали победителей Всесоюзного соцсоревнования имени Третьей Сталинской пятилетки (1937-1942) среди работников флота, пристаней и промпредприятий Западно-Сибирского речного пароходства.
Наш мандат представляет собой небольшую 112х168 мм книжечку в твердом переплете серовато-синего цвета. В центре – тисненый, покрытый золотом развевающийся на флагштоке треугольной формы флаг с серпом и молотом. Под ним надпись в 2 строки: «Переходящий мандат». В правом верхнем углу лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в средней нижней части – тисненая, покрытая золотом, нечитаемая надпись в 1 строку. Предположительно издательство и год издания (Новосибирск, кстати).
Интересно то, что некоторые страницы мандата оформлены изображением нагрудного знака «Ударнику водного транспорта».
Пару слов о самой Третьей пятилетке. Уже в самом ее начале было ясно, что новой мировой войны не избежать при всем желании. Можно только попытаться оттянуть ее начало и как следует к ней подготовиться. Поэтому в ходе пятилетки основное внимание было уделено оборонной промышленности и всему, что с ней связано: выпуск высококачественных сталей, легких и цветных металлов, развитию химической промышленности. В 1939 году были созданы профильные наркоматы: боеприпасов, вооружения, судостроения. В течение всей пятилетки отмечался рост ассигнований на нужды обороны. И, разумеется, без развития транспортной инфраструктуры все усилия по увеличению обороноспособности страны оказались бы напрасными. Поэтому и внимание развитию транспорта, в том числе и водного, было повышенным. «Не может быть сомнений, что некоторая отсталость водного транспорта 1938 года будет ликвидирована в 1939 году» (И. Сталин). Кстати, это высказывание-утверждение Иосифа Виссарионовича присутствует в тексте мандата.
Итак, настоящий Переходящий мандат, согласно его условиям, вручался «За отличную стахановскую работу, перевыполнение плана грузо-пассажироперевозок, погрузочно-разгрузочных работ и производственных заданий, за образцовую трудовую дисциплину, безаварийную работу, за применение передовых методов работы».
Чуть ниже эти условия прописаны более конкретно:
«1. За систематическое перевыполнение порейсовых и месячных планов… с тем, чтобы навигационный план и подготовка предприятий к судоремонту был выполнен к 1 октября 1939 г.
2. За снижение себестоимости валовой продукции, погрузочно-разгрузочных работ, содержание судна не меньше, чем на 2-3% против плана.
3. За высокую производительность труда, повысив ее не меньше, чем на 6-8% по судам, пристаням, промпредприятиям 8-10%
4. За образцовое содержание судна, механизмов…
5. За безаварийную работу, полную ликвидацию брака…
6. За внесение рацпредложений и изобретений, дающих экономию производства».
Стахановец, удерживающий Переходящий мандат в течение 5 месяцев и более получал право участвовать, после завершения навигации, в совещании стахановцев бассейна (в смысле – Западно-сибирского бассейна).
Основанием для вручения мандата был учет результатов работы по выполнению и перевыполнению соцобязательств участником соцсоревнования. Вручение мандата осуществлялось 1 раз в месяц на собрании судна, пристани, бригады, цеха и т.д.
В нашем случае, как следует из текста документа, 10 сентября 1939 года был награжден ударник водного транспорта Леонид Федотович Соломатин, «Выполнивший условия соревнования в августе-сентябре 1939».
Уже по итогам октября месяца того же года Леонид Федотович был вновь удостоен переходящего мандата, о чем свидетельствует запись от 31 октября 1939 г.
На сайте veterani .1 tv . ru мне удалось найти воспоминания о нем его родственницы – Екатерины Андреевны Орищенко. Родился Леонид в 30 июня 1913 года. После срочной службы в армии (1934 – 1937 гг.) работал мотористом катера «Рустем» Западно-Сибирского речного пароходства. В 1941 году попал на фронт. Служил танкистом. В бою в местечке Баскаково под Смоленском 15 августа 1943 года погиб. Похоронен там же.
Такая вот интересная история у «Переходящего мандата ударника речного транспорта».