Исторически в Индии девочек ценили меньше, чем мальчиков. Но после того, как один отец трагически потерял дочь, он возглавил общенациональную кампанию по изменению гендерных представлений.
Шьям Сандер Паливал открыл стручок, и из него потекли кроваво-красные семена. Держа его в ладони, он задумался плодах синдурского куста.
Это растение, из которого производится киноварь, которую индейцы часто наносят на лоб в косметических и религиозных целях, обычно не растет в этом регионе. Но это один из многих видов деревьев, которые сейчас растут в Пиплантри.
В 2005 году, когда Паливал стал старостой деревни, добыча мрамора оголила холмы; окружающая земля была высушена, а листва деградировала. И, как и в большей части Индии, дочери здесь рассматривались как финансовое бремя и обесценивались по сравнению с сыновьями, которые обычно помогают своим родителям.
Затем в 2007 году 17-летняя дочь Паливала Киран умерла от приступа обезвоживания. С разбитым сердцем, но желая почтить ее память, его семья посадила дерево у входа в деревню во имя ее имени. Как лидер Piplantri, подумал Паливал, почему бы не превратить это разовое мероприятие в традицию? Вскоре его примеру последовали и другие жители деревни.
Теперь, каждый раз, когда в Пиплантри рождается девочка, жители сажают 111 деревьев - благоприятное число для местных индусов - чтобы почтить ее память и восстановить окружающую среду.
«Если мы можем сделать это от имени одной девушки, почему бы не сделать это от имени каждой девушки?» - сказал Паливал. В настоящее время в регионе растет более 350 000 деревьев, от манго и крыжовника до сандалового дерева, нима, пипала и бамбука, которые растут на некогда бесплодных землях и покрывают примерно 1000 гектаров.
В последние годы простая идея Паливала превратилась в более широкое эко-феминистское движение. Наряду с посадкой деревьев новые родители дочерей также подписывают документы, в которых говорится, что они не выдают их замуж, пока им не исполнится 18 лет, и позволят им закончить школу. Жители деревни также вкладываются в открытие фиксированного депозита для каждой девушки с 31 000 рупий, к которому она может получить доступ, когда ей исполнится 18 лет, для обучения или для оплаты своей свадьбы. Более того, растущий лес Пиплантри теперь служит примером того, как индийские деревни могут стать экологичными, улучшая управление водными ресурсами.
Под прикрытием листвы и с предупреждениями о том, чтобы опасаться змей и скорпионов, Паливал привел меня на небольшую поляну с единственным тонким деревом бурфлауэр возле входа в деревню. Это было первое дерево, которое он посадил в окружении множества других.
Хотя жители деревни сажают 111 деревьев на каждую девочку, родившуюся круглый год, каждый август во время сезона дождей проводится особая церемония посадки деревьев для всех девочек, родившихся за предыдущие 12 месяцев. По оценкам Паливала, в этой деревне с населением 5 500 человек ежегодно рождается около 60 девочек. Взрослые девушки, чьими именами были посажены деревья, теперь приходят, чтобы завязать браслеты рахи вокруг саженцев, считая их братьями и сестрами, которых поклоняются во время фестиваля Ракша Бандхан. В одной части деревни, помимо баньянового дерева, клятву призывают сарпанчи и другие приезжие официальные лица, пообещав работать ответственно и защищать окружающую среду.
«Исторически люди из этого региона [Раджастхана] - воины, которые никогда не смирялись с поражением. И мы тоже», - сказал Паливал, прежде чем произнести имена легендарных королей, рожденных в этом регионе. «Раньше они отражали атаки, теперь мы боремся с болезнями и загрязнением».
По мере того как деревья Пиплантри выросли, уровень грунтовых вод в нем повысился, а заметный культурный сдвиг улучшил положение женщин. Никита Паливал (не родственница Шьям Сандер), которой сейчас 14, была одной из первых девушек, которые посадили деревья от ее имени. Теперь она надеется стать врачом и работать для бедных. «Мы также должны стоять на собственных ногах», - сказала она.
«Если вы продолжите работать, результаты будут видны», - сказал Шьям Сандер. «И люди присоединятся к вам».
В ярко-красном сари и с широкой улыбкой Нанубхай Паливал, тетя Никиты, сказала, что у нее двое сыновей, но когда Пиплантри начал почитать своих девочек, она начала желать внучат. Сейчас у нее двое, и деревья были посажены, когда они родились.
«Раньше они считались обузой. Сейчас мы так не думаем», - сказала она. «У нас нет особого желания иметь сыновей». Затем она огляделась, указывая на все деревья. «Это была маленькая деревня. Мы много работали, мы сделали ее особенной. И таким образом мы получаем работу и доход».
Это ключевая часть стратегии в масштабах всей деревни: не просто почтить память девочек или восстановить окружающую среду, но и использовать лесовосстановление для получения дохода для местных жителей. «Как каждый может быть трудоустроен в промышленности?» - спросил Шьям Сандер. «Наш подход заключается в создании рабочих мест за счет природных ресурсов».
В деревне созданы женские кооперативы, которые создают продукты из алоэ вера, такие как соки, продукты питания и гели, для продажи в деревне. В наступающем году они планируют расширить ассортимент продукции из крыжовника, бамбука и меда, которые были посажены или выращены в рамках усилий по озеленению деревни.
«Вы должны связать все это», - сказал Паливал. «Если вы сажаете деревья, вам нужны вода и почва. Тогда вы привлекаете птиц, а больше зелени приносит больше дождя». Жители деревни также сажают 11 деревьев, когда кто-то умирает. Все посадки производятся на коммунальной земле, разбросанной по территории села, которая ранее была незаконно застроена. Шьям Сандер указал на горы вдалеке, высеченные и глубоко заминированные, но показывающие зарождающуюся растительность.
«Там, где идет добыча, там и деградация», - сказал он. «Мы работаем, чтобы компенсировать это». На вершине одного засыпанного камнем холма, казалось, из ниоткуда взорвались зеленые ростки сахарного тростника.
План сбора воды в деревне включал улавливание сточных вод и повышение уровня грунтовых вод за счет строительства канав, насыпей и дамб. По всей деревне большие плакаты с фотографиями до и после свидетельствуют о преобразовании Пиплантри: от сухого и коричневого до зеленого и зеленого. Теперь вдали сияли чистые лужи.
«Я вижу огромную разницу между 2007-08 гг. И сейчас, и это показывает, как один человек может повлиять на перемены», - сказал Нимиша Гупта, главный исполнительный директор местных органов управления округа. «Правительственные схемы, если их реализовать должным образом, могут творить чудеса. Но не все деревни хорошо используют бюджет».
В 2018 году правительство штата создало здесь учебный центр для обучения людей «Модели Piplantri». В здании находятся инженеры, чиновники и жители из других районов, которые надеются воспроизвести модель сбора воды и посадки деревьев Пиплантри в других местах Раджастана и страны. Иногда в Пипланри приезжают от 50 до 60 посетителей, большинство из которых посещают семинары в учебном центре, и в деревне даже есть несколько коттеджей для их размещения.
По словам Гупты, часть экологического успеха Piplantri связана с внутренней связью между окружающей средой и людьми. «Когда вы привязываете это к традиции и делаете деревья как членов семьи, это имеет эмоциональный смысл», - сказала она.