Найти в Дзене
Сергей Степанов

Свинцовые трусы.

Коллега по работе два года назад написал небольшой рассказ и попросил меня поместить его рассказ в этом журнале.

Что, я и делаю с удовольствием:

Свинцовые трусы.

Чернобыль. До сих пор сидит в памяти эта дата - 26 апреля 1986 года. Я тогда учился в аспирантуре физического факультета МГУ. Сначала было лишь небольшое сообщение в прессе, и больше никаких подробностей. Но масштаб катастрофы и последующего заражения оказался таким значительным, что не удалось это скрыть. Радиоактивное облако было зафиксировано в Швеции. Поскольку о катастрофе стало известно за рубежом, то советские власти вынуждены были начать давать какую-то информацию.

Помню, начиналось лето, стояла прекрасная погода. Мы – студенты-дипломники, аспиранты, научные сотрудники, сидели в лаборатории и обсуждали что там, да как. Все рассказывали какие-то слухи, принесенные из самых разных источников. Тогда по Москве начало ездить непривычно большое количество поливальных машин. Все сошлись во мнении, что это, чтобы прибить к земле пыль, которая может содержать радиоактивные частицы.

Появилось много шуток и анекдотов на тему радиоактивности. Тогда, в молодости, они казались смешными, а сейчас кажутся грустными, и даже какими-то инфернальными, что даже не хочется их повторять. А тогда захотелось даже самому пошутить.

Один из техников принес прибор для измерения уровня радиоактивного излучения. Прибор был предназначен для геологов и имел высокую чувствительность. Я приделал к нему наушники, и в них были слышны щелчки от естественного радиоактивного фона. У меня дома нашелся старый выключатель из самолета, у которого был светящийся наконечник. В этом наконечнике было заделано радиоактивное вещество, которое заставляло светиться люминофор. Я отломал наконечник, замотал изолентой и положил в пластмассовую коробочку от гэдээровской цветной пленки, сверху в коробочку насыпал земли.

В лаборатории подошел к одному физику-теоретику и показал ему прибор. Он заинтересовался, стал щелкать рукоятками, одел наушники. Завлаб сидел рядом и наблюдал за этим.

Достаю коробочку, протягиваю теоретику.

- Вот – говорю: мне тетка землю передала из Киева, из палисадника, просила проверить…

Он подносит датчик прибора к коробочке… и щелчки в наушниках учащаются и переходят в гудение, а потом и в свист. А стрелка на приборе начинает отклоняться и потом зашкаливает. От неожиданности он толкнул коробочку, земля просыпалась на стол…

Теоретик дрожащим голосом спросил: «Это чё, правда из Киева земля…?» Я молчал. Все оцепенели. Теоретик начал стряхивать, сдувать эту землю со своего стола. Завлаб как подпрыгнул и заорал на него: «Вы зачем эту землю на меня стряхиваете?». Повернулся ко мне.

- А Вы, зачем Вы вообще принесли сюда эту землю? Вы что с ума сошли? - яростно, переходя на визг, прокричал завлаб. Я увидел, что лица у всех присутствующих перекосились и побелели. Понял, что уже не до шуток, надо раскрываться.

Отчётливо произнес: «Ребята, спокойно, это - розыгрыш, ну типа – физики шутят. Земля взята с ближайшей клумбы, а источник внутри – от старого самолетного выключателя. Он - безопасен».

Напряженность, висевшая в воздухе как страшная грозовая туча, стала потихоньку растворяться, лица расслабились, порозовели. Все выдохнули.

- Морду надо бить за такие шутки – уже миролюбиво сказал кто-то. Народ стал расходиться.

«Ишь, какие вы нежные» – подумал я. А напитать тряпичный стул жидким азотом так, что севший на него лаборант получил холодный ожог (локальное обморожение) попы – это нормально? За это не надо бить морду?

А вот как-то увидел, что на старом паркетном полу в лаборатории что-то блестит. Нагнулся, пригляделся, а это – маленькая капелька ртути. Сказал завлабу, а он и говорит с ухмылкой: «Вы нашли, Вы и нейтрализуйте. Сходите в библиотеку, почитайте, как это делается». Вроде какая-то хлорная известь применяется для этого.

Ладно.

В интернете есть много ссылок про «свинцовые трусы», в основном – анекдоты. А моя история - такая. Познакомился с ученым из одного из атомных НИИ. Он сам не раз бывал в Чернобыле и рассказал мне этот случай.

Для каких-то технологических задач было принято решение сделать туннель под аварийным реактором. Сформировали бригаду из шахтеров Донбасса. Выбирали добровольцев, но не всех, а самых заслуженных, квалифицированных, передовиков. И вот они начали копать, и каждый день шли в этот забой как на амбразуру, как в ад. А между сменами делать было нечего. А они все – ребята рукастые, мастеровитые. Подбирали свинцовые кирпичики, валявшиеся в изобилии повсюду, и молоточками чеканили из них тонкие листы. А потом пришивали эти листы к трусам. Ну, сами понимаете, для чего. И вот идут в забой, в туннель, то есть – одевают свинцовые трусы. Выходят из туннеля – снимают свинцовые трусы.

фотография из интернета.
фотография из интернета.

Этот ученый там занимался всякими измерениями, исследованиями. Подошел к шахтерам и говорит, что вот мол, ребята, неправильно, в смысле нелогично, вы поступаете. Мы в вашем забое этом, туннеле, проводили измерения. Там не только фона никакого нет, так там даже воздух чистый. Этот ваш туннель – самое безопасное место в радиусе двадцати километров. Вам вообще не надо выходить оттуда, лучше всего бы там и жить.

Трусы эти ваши – фигня полная. Снаружи, вокруг станции, излучение, конечно, есть, но вред от него в тысячи раз меньше, чем от радиоактивной пыли. А пыль эта поступает через органы дыхания. Против нее трусы не помогут. Но, все равно, по логике надо наоборот поступать. Идете в забой – снимайте трусы, там – чисто. Наружу выходите – одевайте трусы, тут – светит.

Шахтеры на него смотрели волком, не поверили, чуть не побили. Сказали, что вас физиков за Чернобыль надо всех перевешать. И ни одному вашему слову верить нельзя.

Вот так.

Действительно, недоверие и ненависть к атомной энергетике и к физикам, вызванное Чернобыльской катастрофой, были значительны и превратились в серьезный тренд во всем мире. А в России один шизофреник даже совершил покушение на Сергея Петровича Капицу – сына знаменитого академика, нобелевского лауреата Петра Капицы, профессора МФТИ и ведущего передачи «Очевидное-невероятное».

Псих приехал в Долгопрудный, пришел на лекцию. Тогда пройти-то свободно можно было, терроризма в СССР не было, и охраны не было. Подошел после лекции к Капице вместе с другими студентами и попытался зарубить его топором. Но не вышло, Капица оказался ловкий, спортивный, увернулся. А потом студенты скрутили его. Так он потом признался, что хотел отомстить физикам за Чернобыль. А Капица – главный физик, потому что каждую неделю выступает перед всей страной по телевизору…

Потом была отставка А.П. Александрова – президента АН СССР, самоубийство академика В.А. Легасова. Потом, после распада СССР, про катастрофу было написано во всех деталях. Я тогда читал все это, но сейчас уже подзабыл. Уверенность в безопасности мирного атома породила халатность персонала, проявления которой совпали с роковым стечением ряда обстоятельств. В итоге около двухсот тонн (!) радиоактивных материалов рассеялось по поверхности Земли…

Я бы хотел дополнить этот рассказ показом видео о тульских шахтёрах:

1986.06 Чернобыль. АЭС после взрыва. Подкоп под реактор.

... работа тульских шахтёров оказалась бесполезной...

А вот хвалёный американо-британский фильм "Чернобыль", который только как пародией можно и охарактеризовать.

Бред, да и только:

Сравните две "картинки" и сделайте выводы, зачем так снимают современные фильмы.