Очень часто происходит ситуация и на мой взгляд – это наиболее печальное, что может произойти. Это когда вы подали заявку, предположим, в аукцион, по первым частям прошли, поторговались, возможно, выиграли и уже радуетесь, предвкушаете, как вы получите товар, поставите этот товар и получите деньги... И в этот момент вам приходит, совершенно как снег на голову, отклонение по вторым частям заявок. Мало того, что это возможно, когда-нибудь приведет к штрафу, потому что каждое третье по вторым частям в квартал на одной и той же электронной площадке штрафуется в размер обеспечения, что в общем-то достаточно значительный размер штрафа, и допускать отклонение по вторым частям я вам очень не рекомендую. Так это еще и печально, и неприятно, потому что вы уже готовы поставлять, вы выиграли, контракт уже ваш. Так вот как же избежать отклонения по вторым частям заявок?
Обычно по вторым частям заявок отклонения редки, поскольку требования к этим самым вторым частям заявок достаточно стандартны. Практически в каждом аукционе вы видите один и тот же набор требований, один и тот же текст каждый раз: адрес, контакты, решения по крупной сделке и так далее. То есть на самом деле закон четко несколькими пунктами ограничивает требования к составу заявки по части второй части. И через какое-то время мы привыкаем и перестаем проверять актуальность наших данных в личном кабинете на площадке. Очень часто у вас там сменился адрес, сменился директор или просто новый уполномоченный - что-то поменялось, очень часто даже у наших клиентов, которых мы очень давно ведем о том, что у них что-то поменялось мы узнаем месяцев через 8. Забыли уведомить, что у них поменялся устав. Соответственно мы продолжаем торговаться со старым уставом, никто не знает о том, что это произошло, пока не наступает какой-то день и какой-то очень щепетильный заказчик не раскапывает эту информацию и не отклоняет клиента, потому что устав уже не отвечает требованиям, он не актуален или уже совсем другой директор, или у вас другой адрес по выписке и так далее. То есть не забывайте постоянно актуализировать сведения в единой информационной системе о вашей компании, особенно если у вас там какие-то проходят изменения, то есть будьте в данном случае крайне внимательны и щепетильны.
Далее, в принципе сам кабинет пересмотрите – правильно ли у вас забит почтовый адрес, те сведения, которые заполняются вами вручную. Не выгружаются системой из общих источников, из выписки, например, а забиваются вами вручную, где возможны ошибки, человеческий фактор некий, когда там происходят некие коллапсы в связи с тем, что не дописан дом или не дописана улица или что-то не так. Обязательно все эти сведения проверьте. Вот прям сегодня этим и займитесь. Далее, будьте внимательны, когда подаете заявку, то есть не забывайте о том, что вторые части стандартизированы, они типовые, но очень часто в соответствии с действующим законодательством заказчик устанавливает различные дополнительные требования, требования к лицензии, к сертификации, к различным сведениям о товаре, подтверждение страны происхождения товара, различные выписки из реестров по стране, различные декларации по стране происхождения и так далее. Сейчас у нас очень много правительством реализуется программ поддержки товара внутреннего на рынке – российского и в гос.заказе сейчас это отдельное направление, где это реализуется. Различные формы поддержки, но все они выливаются в то, что вам каждый раз нужно каким-то образом подтверждать из какой страны у вас товар и зачастую для этого требуются дополнительные документы. То есть каждый раз в документации смотрите внимательно что требуется. Кроме того существуют различные постановления по дополнительным требованиям, например, если закупка свыше какой-то определенной стоимости заказчик может установить дополнительные требования о наличии, например, опыта, нужно приложить контракт, зачастую нужно приложить какие-то аккредитации в определенных реестрах, например, по опыту и так далее. То есть будьте внимательны, заказчик не может разместить документацию, не потребовать эти вещи в документации и потом с вас их требовать, но если он в составе требований к заявке разместил: «хочу вот такой, такой и такой документ» и вы их не предоставили – ваша заявка будет отклонена совершенно обосновано. Поэтому во избежание отклонения по вторым частям когда вы готовите заявку, даже для вас какую-то очень стандартную, которую вы готовите два раза в неделю по одному и тому же направлению – просматривайте документацию в части этих требований. Будьте внимательны и тогда по вторым частям у вас отклонений не будет никогда. Удачи вам в торгах!