Из записей моего прадеда:
"Но раздумывать долго некогда. Бегу к соседу, беру лодку, которая стояла у колодца, на помощь - двух своих малолетних братьев и поехали. Ветер дует, но уже полосами(периодически). На середине реки видны большие волны. Лодка большая - может вместить человек 8-10, ехать было не опасно. Только надо умеючи управлять, чтобы не перевернуло или не залило волной. Мои помощники хоть и молодые но боевые. Как и я выросли у реки и воды не боятся, только мало опыта! За руль сажусь сам, они - в вёслах. Логом по подгорью выехали к реке. Решили пересекать выше острова Чубары, угадать в старую реку и попасть к Истоку. Так и поехали. В старую реку попали, рассмотрев течение - оно уходит в сторону и быстрее. Узкое русло. Рядом берег залило водой, но мелко и стоит попасть на эту мель, как течением и ветром лодку может перевернуть. Опасно! Попали в эту протоку и с быстротой молнии по течению сразу оказались около Истока. Вода течёт влево по старой реке и вправо в Воскресенское озеро и в поле, которое залито всё водой вплоть до дер. Кашино и Чурковской. Сплошное море: вода, вода!
Ночь северная, не очень тёмная. Показался лунный серп и серебрит переливающуюся впереди воду. Явление интересное, но любоваться нет времени. Впереди озеро, из которого вода течёт нам на встречу и волны в озере больше, чем на реке. Решаем (для поднятия духа я советуюсь со своими спутниками) ехать возле огорода: подниматься против течения легче и волны безопаснее, лодкой управлять легче - будем перебираться по видневшимся из воды колышкам затопленной изгороди, как по канату! Но такое решение нам немного не принесло аварии. Которая незнай чем бы кончилась. Не успели мы подъехать к огороду, как сильным течением воды нашу лодку развернуло вдоль огорода, прижало к нему и начало перевёртывать. Мы все трое скочили на правый борт лодки, перевернуться не дали и стали прилагать все усилия, чтобы отъехать от изгороди подальше. С большим трудом нам это удалось и то после того, как прошла очередная полоса ветра и волны стали тише. Мы отъехали от этого заманчивого благополучия и поехали вдоль изгороди по середине протоки ко второму истоку в Воскресенское озеро. Сильное течение, встречный ветер задерживал, парусил лодку и мы продвигались медленно. Вот и озеро. Просёлочная дорога, залитая водой, идёт к селу возле озера. Едем по дороге, глубины хватает. Течения почти нет, волн тоже, так как слева пригорок и ветер к полуночи стал совсем стихать! К 12 часам ночи закончили трудный, но важный этап - пристали под самой церковью. Теперь надо успеть до утренней-летней зари переехать реку обратно уже с акушеркой. Это главное. Настроение плохое. Както моя Настя себя чувствует! Оставляю своих спутников охранять лодку и бегу за акушеркой в село Благовещенск! Идти надо километра полтора. Дорога хорошая - просёлочная. Но лес с одной стороны, болото с другой. Ночь. Нигде не души. Стрекочут кузнечики. Тепло. Глухая ночь, стало как будто темнее - белые северные ночи ещё не вступили окончательно в свои права! Иду - не иду, а бегу, рассказываю ей всё подробно: кто я такой, что случилось. Она категорически ехать отказалась: ночь!
- Там же умирает будущая мать, Вы не можете не ехать!
- Ночью я не обязана!
- Я сам работаю и иногда ночью выезжаю - ведь это наш долг!
- Тем более пешком - я не пойду!
- Здесь только полтора километра! Но, хорошо, я имею "проходной лист", возьму почтовых лошадей нас свезут.
Прошу одеваться - я иду заказывать лошадей, хотя это затянет время! И я раздосадованный, удивлённый такой чёрствой молодой душе - внешне спокойный, пошёл!
- Вернитесь. Сейчас пойдём!
Быстро собралась. Подала мне чемоданчик и пошли: быстро, быстро, как могут идти молодые люди."
Продолжение следует...