- Вы много слышали о прог-группах? Yes, King Crimson…
- (смеется). Не особо. Тогда я играл в постановке «Волшебника из страны Оз» в Сан-Франциско. Там же познакомился со своей женой. Они собирались переехать в Чикаго, а я всё понять не мог, почему они не заключают со мной контракт?
А там оказывается совокупность факторов. В Сан-Франциско они получали минимум… В Чикаго другая ситуация. Если бы они меня приняли, то были бы вынуждены платить ещё одному музыканту просто за сидение. Я позднее об этом узнал, но тем не менее потрясающее было время. После того, как яузнал, что в Чикаго меня не берут, мне позвонил Фил Коллинз, по сути предложив выступление с Genesis.
- Как он о вас узнал?
- Он видел мой последний концерт с Weather Report, а еще был знаком с материалом Заппы. В самый первый день репетиции он даже спросил: «А как ты ту фразу играешь?». Он имел в виду концовку песни Заппы «Trouble Every Day», которую мы делали с Ральфом Хамфри. Фил хотел научиться такой же игре с двумя барабанщиками, и мы в итоге эту фишку использовали в песне Genesis, точнее в концертной версии.
- Перед приходом вы прошли ускоренный курс ввода в материал Genesis?
- Они прислали несколько кассет. Я уезжал прямо из Сан-Франциско. Кассеты я послушал, но не мог полностью прочувствовать песни, пока не начал работать. Увы, раньше им никогда не приходилось менять барабанщиков. Они пригласили Билла Бруфорда в тот единственный тур (в 1976 году), но тур был очень коротким. Фил и Билл выросли вместе и очень хорошо друг друга знали. Это было всё равно, что попросить приятеля приехать заменить тебя в группе, потому что ты вдруг стал заниматься чем-то другим.
Билл знал этот мир. Он не знал всех мелодий, но, ясное дело, очень хорошо разбирался в прог-роке. Только ближе к концу они узнали, что Билл в следующий тур не поедет, хотя вроде как они на него рассчитывали. К тому времени, когда они связались со мной, мне дали 10 дней на репетиции. А ведь речь идёт о шоу, которые длятся 2 часа. Почти сразу я обозначил такой вариант: «Есть единственный способ, который поможет. Дайте мне список мелодий сразу, которые хотите завтра прослушать, и я их подготовлю».
По сути, я буквально сделал конспекты по всему материалу, что Фил играл на тех ранних прог-альбомах. Потом на следующий день приходил и играл по своим конспектам, что было для них в новинку, потому что никто из них вообще не читал по нотам. Им это показалось интересным, но это был единственный способ, чтобы справиться с материалом. В общем, второй раз, когда было не до сна, поскольку всю ночь я писал эти ноты.
- Было прослушивание?
- Нет. Когда Фил позвонил, первое, что он сказал: «Прослушивания не будет. Я уже показывал им твою игру. Если хочешь играть, то будешь».
— Что для вас это было на культурном уровне? Ну... как лучше подобрать слова. Они же были британцами.
— Ох!
- Среди них не было ни одного американца.
- Именно. А тем более чернокожего американца (смеется). В культурном плане мы были на противоположных полюсах. Для меня это была долгая адаптация, которую только приходилось переносить, как в культурном, так и в музыкальном смысле.
- Как вам удалось преодолеть этот культурный разрыв?
- Старался быть крайне внимательным, но при этом держать рот на замке (смеется). Но было занятно. Мне кажется, я больше впитал их культуры, чем они моей, поскольку и правда я испытывал некоторый дискомфорт. Самый первый тур – по Англии. Рядом с тобой четверо парней с британским акцентом — Коллинз, Бэнкс, Резерфорд, Хакетт, а ещё тур-менеджер и ещё пара человек. У всех британский акцент!
Мы тусовались после шоу каждый вечер. Было стрёмно, особенно первые недели. Я не мог понять, о чем они говорят. По сути был предоставлен сам себе. У них очень быстрый говор, не то, что у нас. Вокруг речь, разговоры, в которые я пытался вслушаться. Я мог подойти к кому-то, но тут же к нам подходил кто-то ещё. В общем, странное чувство одиночества – находишься в комнате с людьми, которые якобы говорят на одном языке, но ты не можешь ничего из сказанного понять.
— С приходом в 1978 году Дэрила Стёрмера, получили похожего на себя соотечественника?
- Ну да. Я знал Дэрила много лет. В Милуоки он играл в местной группе, время от времени можно было прийти и вместе с ними поимпровизировать. У них в группе играла дама, в которую я был влюблен, и мы очень много общались. В итоге, мы виделись и играли вместе несколько раз.
- Если судить с музыкальной точки зрения, то концерты были довольно интересными. Большую часть шоу на барабанах играете только вы, Фил возвращался за барабанный стульчик только во время инструментальных перерывов и присоединялся к вам. Было ли это для вас вызовом?
- Нет. С Филом мне было взаимодействовать намного проще, чем с Хамфри. С Ральфом нам приходилось наблюдать друг за другом, словно ястребы, и очень внимательно слушать. Когда мы с Филом в первый раз сели импровизировать, мы сразу попали в один поток. Как-то всё произошло просто и естественно.
У нас с Филом очень много общих корней. Ему нравились американские джазовые барабанщики. Разница в том, что я не так сильно увлекался английскими барабанщиками, вроде Кейта Муна,в отличие от него. Плюс он разбирался в американских тонкостях. Общий язык мы нашли с ним быстро.
— Уже на том первом концерте вы, парни, сыграли дуэтом на барабанах, который навсегда закрепился в сет-листе.
- Первые пару лет я почти всё в себя впитывал. Несмотря на то, что он ещё выступал в группе Brand X, ему неудобно было играть солирующие партии. У него не было такого опыта. Но с годами уверенности у него становилось больше, и он с удовольствием вовлекался в работу над барабанным соло. В последние годы у него была уже довольно четкая картина. Перед гастролями мы садились и слушали все предыдущие туры и всё, что мы делали в дуэтах. Выбирали из этого то, что считали нужным, а потом делали что-то новое.
Кстати, парочка Drum Duets даже выходила синглами где-то в Южной Америке и в некоторых европейских странах. Считаю, это круто.
- После 1978 года казалось, что это сотрудничество надолго.
- Я полагал, что всего лишь на пару туров. Никогда не думал, что так надолго всё затянется.
- Они в самом начале дали понять, что вы будете играть только на гастролях, и что в альбомах вы задействованы не будете из-за того, что Фил всё-таки тоже барабанщик?
— Где-то посреди первого тура они сказали: «Мы собираемся пригласить тебя на следующий альбом». Фил был только ЗА это. У меня аж крышу снесло. Те ранние альбомы прог-рока? Все партии ударных Фил записывал по два раза. Он разбирал всё и записывал дважды. Причем такой насыщенный, сложный материал. И всё записывал путем дабл-трекинга. Опять же, я был потрясен. Он сказал: «Я в любом случае делаю дабл-трекинг, поэтому было бы здорово, если бы и ты присоединялся».
Но при этом они же все жили почти близко друг с другом, и на запись устанавливали чёткие сроки, когда давали установку всё сочинять с нуля. Каждый в итоге что-то сочинял свое и приносил то, что у него было. Поэтому им легче было что-то откладывать, как в итоге и получалось. И это было ещё до того, как у них появилась своя студия. Как только что-то у кого-то возникало, тут же звонили друг другу: «Есть идея, давай скорее опробуем». Короче, в моем случае ничего не случилось.
- Должно быть интересно наблюдать за их развитием, начиная от And Then There Were Three до Duke и Abacab, и видеть, как они входит в мир «новой волны» и меняют свое звучание.
- Это был потрясающий материал. В то же время было немного странно тратить столько времени на то, в чем, по сути, ты никогда не собирался участвовать. У меня до сих пор на этот счет смешанные чувства.
- Думаю, это было неприятно.
- Меня расстраивало даже не это. Во время гастролей нас с Дэрилом иногда тащили на пресс-конференцию. Мы просто сидели в смежной комнате, поскольку журналистам на самом деле были нужны не мы, а они втроем. Но в итоге честность взяла вверх, мы этот момент обсудили: «Если мы там не нужны, парни, то идите и сами делайте то, что должны» (смеется) .
Мне не нужны были лишние предлоги для чего-либо. В музыкальном мире я был уже достаточно, чтобы не страдать лишними ожиданиями. У меня было четкое понимание: «Я здесь только для того, чтобы заниматься своим делом». Когда мы играли вместе, то всё походило на то, что он был основным, а я для поддержки. Соревнований между нами не было, мол, на его месте должен был быть я и так далее. Ничего подобного.
- Редко когда солист группы одновременно является барабанщиком.
- Точно. Но он был хорош и там, и там.
- Узнав, что Фил собирается делать сольную карьеру, думали ли вы, что она будет успешна у него?
— О том, что он собирается делать сольную карьеру, узнал позже. Не знаю, чего я от неё ожидал. Но, конечно, когда он добился успеха, удивления не было. Это вопрос трудовой этики… Он всё-таки работяга и вкладывал в свою карьеру всего себя.
- Помните, как впервые услышали In the Air Tonight?
- Да. Он включил нам демо по дороге на концерт, в той версии ещё барабанов не было, но звучало всё равно круто. Уже тогда было ясно, что это нечто особенное. А потом вдруг как гром, появилась версия с ударными. Это как: «Слышали прошлую версию? Забудьте о ней!». Кажется мы тогда ехали в Японию на машине. Фил нам проигрывал мелодии собственного сочинения. Они обращали на себя внимание.
- Вы многое помните из шоу реюниона с Гэбрилом в 1982 году в Милтон Кейнс?
- (смеется). Было весело. Мне думается, они не выпустили тот концерт из-за спонтанности Питера, что сводило с ума звукорежиссера. Они продумали все детали на саундчеке, и мы накануне репетировали. Вокруг сцены установили микрофоны, там, где он собирался быть. А в день концерта Питер появлялся в других местах, не там, где оговаривалось. К сожалению, им не удалось записать чистый голос для последующего релиза.
- Я слышал много любительских аудиозаписей. Учитывая, что шел проливной дождь, все записи довольно в плохом качестве.
— Не без этого, но повторюсь, было весело. Причина, по которой мы вообще всё это затеяли, заключалась в том, что надо было собрать деньги для Питера, поскольку он разорился со своим первым фестивалем WOMAD. Все они до такой степени отлично дружили, что без проблем на это согласились. Атмосфера была отличной.
- Как проходили сольные туры Фила? Определенно в музыкальном плане они отличались, тут и группа была больше — дополнительные бэк-вокалисты, духовая секция…
— Да, группа была очень большая. И хоть я с Дэрилом официально не числился в группе, но тем не менее мы гастролировали именно как группа. Но с Филом – ты был лишь один из тысячи. Тут уже не было такой роскоши, что, впрочем, нормально. Genesis — это сбалансированный коллектив. Там не было лидера, каждый имел свое слово.
Первый сольный тур Фила был довольно скучным. В реальности он отвечал только за барабаны. И когда духовые фальшивили, он поворачивался и смотрел на меня (смеётся) . Впрочем он очень быстро мог разобраться что к чему. Но в том туре мне только и приходилось говорить: «Чувак, это не я». В целом он за 14 лет гастролировал раз в два года, Genesis же отправлялись в тур в промежутках.
— То, что вы почти не бывали дома, как-то сказывалось на вашем браке?
- Мы научились с этим справляться. Когда мы познакомились, у моей жены была своя карьера. Она три года подряд была в разъездах, ей это всё знакомо. Самое крутое, что моя семья нередко была в дороге со мной. Как только Genesis могли себе позволить, они начали арендовать для гастролей самолёты. Изначально это было специально для того, чтобы семьи могли присутствовать. Ничего необычного в том, что все семьи путешествовали вместе.
— Видимо, вы были недостаточно заняты гастролями с Genesis и с Филом, раз в 1984 году даже присоединились к Сантане.
- (смеется) Ага. На самом деле Сантана пригласил меня к себе в группу прямо перед звонком Фила. Мы с Биллом Грэмом просто не смогли договориться по финансам. Он хотел платить мне меньше, чем я уже зарабатывал. Но я сказал: «Мужик, я на это не соглашусь.».
В 1984 году он снова возник на горизонте, и всё прошло довольно хорошо. Выдалось идеальное время и на гастролях было весело. Парни наслаждались жизнью и совсем не прочь были повеселиться.
- Это был тур по европейским стадионам с Бобом Диланом. Вы часто видели шоу Боба?
- Всего пару раз, но Боб всё время тусовался с нами. Его ребята не особо компанейские, поэтому он всё время до концерта проводил в нашей палатке.
- И как?
- Здорово. Вроде как тихий парень. Уверен, что если проведёшь с ним чуть больше времени один-на-один, то всё было бы иначе. Ему нравилось быть рядом с нами, потому что у нас всегда было очень весело. Мы были открыты и обычно уходили после своего выступления, хотя Карлос иногда присоединялся к Бобу на сцену, а я пару раз оставался посмотреть. В остальном обычно возвращался в отель.
- С коммерческой точки зрения, пиком Genesis считается Invisible Touch. Вы отыграли четыре аншлаговых концерта на Уэмбли. Каково это – выйти на сцену и увидеть океан людей, которые сходят с ума?
- Слушай, если говорить о безумии, то это оно. Но поразительно, что даже к этому можно привыкнуть. Первые несколько стадионов ты ещё думаешь: «Боже мой!». А потом начинаешь уже чувствовать себя лучше. Помню, как после стадионов играл на обычной арене, и ощущения были, словно это уютный клуб. Мы — люди, мы адаптируемся ко всему.
- И снова у вас выдалась свободное время и в 1989 году вы присоединились к Bee Gees.
- Да. Их менеджером являлся мой хороший знакомый из Лос-Анджелеса. Мы работали вместе над некоторыми песнями. Он позвонил и спросил: «Не мог бы поехать в тур с ними?». Он разъяснил всю ситуацию, а я только развел руками: «А почему собственно и нет?» И должен вам сказать, что Барри Гибб мог быть одним из самых сильных профессиональных людей, с кем мне довелось по жизни поработать. Он был великолепен. Потрясающий.
- Это был их первый тур за последние 10 лет, очень важный для них.
- Да. И у них были отличные песни. Группа реально хороша. Было весело и очень круто. И как люди они все были потрясающими, с которыми вполне можно работать.
- Однако тур вы не закончили.
- Австралийский этап добавили позже, по итогу они даже фильм сняли. А после моего ухода Робин на меня очень разозлился. Морис тоже. Просто пришло время возвращаться к Филу, и я дал понять: «Слушайте, мне надо успеть еще с семьей время провести. Не могу же я постоянно отсутствовать».
Ситуация вышла неловкая, ведь они хотели там пробыть 7 недель. Как оказалось, в итоге я отправился в учебный мини-тур по барабанам в Австралию. Пробыл там всего неделю. И так получилось, что пересёкся с ними в Сиднее (смеётся) . Они удивились: «Как ты тут оказался, занимаясь этим, а не с нами в туре?». Я развёл руками: «Да я тут всего на несколько дней». Но я и правда старался уделять время семье.
- Во время тура We Can’t Dance 1992 года у вас мелькало ощущение, что Фил не будет больше выступать с Genesis?
- Не то что бы… Я и правда не знал, что происходило между ними. Хотя и тут не без странностей. Помню их разговоры после Invisible Touch, они еще тогда собирались взять отпуск на 5 лет. И я ещё подумал: «Ну как-то не самая лучшая идея». Но дошло до того, что в первом ряду в LA Forum вместо фанатов сидели все голливудские знаменитости и всем видом показывали: «Ну давайте, удивите нас». Их раздражало то, что они вдруг достигли статуса «события», а не просто выступали для фанатов.
В итоге Genesis взяли перерыв. Атмосфера следующего тура We Can't Dance уже была иной. У Фила что-то не строилось на семейном поприще, у него начались не самые лучшие времена. Думаю, с этим тоже отчасти связан уход. Но вообще я был очень удивлён его уходу. Не ожидал этого.
- Новости о его уходе не появлялись до 1996 года или около того.
- Да-да. Но уже во время того тура Genesis я ему дал понять, что собираюсь сделать небольшой перерыв, поскольку полагал, что он будет так же активно выступать ежегодно — и сольно, и с ними. Думаю, он разозлился на меня после моего интервью. Мне задали вопрос, мол, что я больше предпочитаю — Genesis или сольного Фила. Я никогда не был дипломатом, чтобы уйти от ответа или сказать, что, дескать, всё замечательно. Материал Genesis в музыкальном плане для меня был сложнее и интереснее. Я никогда не играл с R&B группами, тем не менее подобную музыку играл почти всю жизнь. Конечно, Фил был шокирован, удивлён и раздражен тем, что я не сказал, что его песни веселее.
Ещё во время нашего с ним разговора я ему дал понять: «Я хочу вообще сделать перерыв в карьере. Не могу сейчас оставлять семью надолго». И в середине 90-х в сольные туры Фила уже ездил Рикки Лосон. Но всё же в 1999 году я вернулся. Мы с женой собрались в Бирмингем посмотреть его биг-бэнд. Мы пересеклись и он тут же спросил: «Не хочешь вернуться в группу?». А время для этого как раз было идеальное. Мой сын пошел учиться в колледж. Он был готов ездить в тур летом на каникулах.
- Что случилось во время периода Calling All Stations? Genesis говорили с вами? Приглашали?
- Нет. Но я звонил. Общался с Майком Резерфордом, будучи не в курсе, чем они собираются заняться. И он полностью отбросил идею делать что-либо. Он сказал, что они собираются заняться чем-то совершенно другим, поэтому они были не заинтересованы. (Ред: примечание: вместо этого они решили записываться с барабанщиками Ниром Зидкьяху и Ником Д’Вирджилио. В туре был использован Зидкьяху).
Меня больше удивило отсутствие Дэрила. Всё-таки он больше с ними дружил, а я с ними в культурном плане особо не соприкасался, поэтому между нами ощущалась дистанция. То есть между нами было взаимоуважение и всё такое, но дружбы как таковой не было.
- Мне нравятся шоу Tokyo Tapes, которые вы сделали со Стивом Хакеттом и другими музыкантами из прог-мира в 1996 году. Вам нравилось?
- Очень, но это разовый случай. Мы со Стивом всегда оставались хорошим друзьями. Я записал с ним один из его сольных альбомов, и мы прекрасно общались и дружили. Он поделился со мной своими мыслями. К тому времени я уже более-менее слышал многое из прог-рока, поэтому мне было интересно с ними выступить. Но всё это было разовое. К счастью, мы всё это записали и засняли на видео.
- Когда Фил сказал, что его тур в 2004 году станет последним, поверили?
- (смеётся). Эмм… Я не думал, что это будет конец. Но какой же отличный был тур и какая классная у нас собралась команда. Я даже не знал, что он на некоторое время отошёл от дел. И хотя я больше этим не занимаюсь, но очень рад, что он решил вернуться к работе.
- Как прошел тур Genesis 2007 года? Вас удивило, что вам перезвонили? Прошли годы.
- Нет, не удивило. На самом деле, зёрна этого тура были посеяны еще в конце сольного тура Фила в 2005 году. Мы выступали в Лондоне, где все парни снова встретились. Да, это был концерт Фила, но после него нас с Дэрилом пригласили в небольшую комнату. Они устроили небольшую вечеринку, чтобы поздравить Тони Смита — кажется, исполнилось 30 лет, как он был их менеджером.
Мы с Дэрилом вернулись. Должен сказать, что, несмотря на то, что я и чувствовал себя где-то раздельно от всего этого, но тем не менее был рад их снова видеть всех вместе. Тогда это помогло мне понять, что сама группа была удивительная. Я никогда не собирался быть её полноправным участником, но то, что это была настоящая группа — во всех смыслах — этого нельзя отрицать. Банда, если хотите. И в этом что-то есть.
Никогда не забуду, как мы фотографировались. Все впятером выстроились в очередь для снимка. Фил шутливо заявил: «Ну, вот мы и вместе. Когда тур?». И глаза Тони Смита загорелись. Я такого ни разу не видел!
- Почуял запах денег.
- О боги! Они преподнесли ему поразительный подарок. Я не знаю, как его описать, но там какая-то голографическая технология. Это была огромная рамка со всеми их альбомами. Это было впечатляюще! Следующее, что могу вспомнить, они начали снова встречаться. Несколько раз на протяжении тура Фила в 2005 году у них были встречи по поводу совместного тура.
- И там даже в какой-то момент они назначили встречу с Питером Гэбриэлом и Стивом Хакеттом.
- Да, точно. Не знаю подробностей того, что в результате произошло, но, думаю, Питер был занят своими проектами или что-то такое. Уже когда всё стало ясно, мы на пару недель собрались в Нью-Йорке, чтобы просто поиграть и посмотреть, а хотят ли они вообще этого. Чувак, наверное, за все годы мы никогда так не смеялись, как за те 2 недели. Смех стоял просто безостановочный и так каждый день.
И тур получился таким же. Боже, было очень весело. К тому времени каждый уже расслабился, поэтому все получали удовольствие. Не знаю, что там случалось за кулисами, но время, которое мы вместе провели, было великолепным.
- Всё еще могли собирать стадионы.
- Правильно. Его уход в конце стал для меня шоком. Мы до этого уже наметили какие-то возможные даты на 2008 год. А потом я читаю в интернете, в каком-то интервью, что Фил уходит из группы. Уточнил у менеджера: «Тони, учитывая, что Фил сказал в прессе, мне больше не приходить?». Он переспросил: «Ты о чем?». Потом отошел, вернулся и согласился: «Да, ты прав. Он ушёл».
- А что по поводу дат? Были ли среди них Австралия или другие страны, где вы ни разу не выступали?
- Да. А ещё должна была быть Южная Америка. Знаю, что всё это было в процессе разработки ближе к концу. А потом всё закончилось моим участием с Филом с песнями Motown, но что-то пошло не так (Фил откатал тур по 4 городам в июне-июле 2010 года для продвижения своего кавер-альбома Going Back с песнями Motown — прим.)
- Почему? Что пошло не так?
- Ну, в общем, я был хуже подготовлен. Не так детально, как обычно. Отчасти, независимо от того, как я был готов, он ещё всегда вносил серьёзные изменения. Я сам вырос на материале Motown, поэтому принял всё это как должное. Но Фил — это Фил. Он подробно расписывал каждый брейк, каждую деталь той или иной песни. В отличие от меня.
Когда мы репетировали, я ничего не знал о том, что происходило в жизни Фила. Просто понятия не имел. А он оказывается успел стать почти другим человеком, не таким, каким я его знал раньше.
Однажды он на меня сильно разозлился и ругал буквально у всех на глазах. В частности он сказал мне, что звучу как дерьмо. Ну и тому подобное. Атмосфера изменилась. Всё стало иначе. Концертов у нас было немного, но на последнем (в Монтре, 1 июля 2010 — прим.) он пребывал не в самом счастливом настроении, чем обычно.
В одном из моментов я должен был сыграть фоновый ритм для перехода к последней мелодии. Он вдруг повернулся и уставился на меня. Я тут же растерялся: "Ну а сейчас-то что я не так сделал?". И я замер. К счастью, вмешался бас-гитарист (Боб Бэбит) и начал мелодию. А в конце шоу Фил просто взял и ушёл. Я в тот момент думал: «Чувак, когда ты так на меня взглянул, это сбило меня с толку».
На концертах мы обычно смотрели в глаза. Однако во время этого тура подобного вообще не было, поэтому когда он обернулся, я перепугался. Я и так нервничал, поскольку не знал, что дальше будет. Постоянно стояло какое-то напряжение. Всё как-то было не весело.
С тех пор я был очень расстроен. Но теперь с этим покончено. Я желаю ему только самого наилучшего. Думаю, у его сына фантастическая возможность выступить с ним, поскольку он часто играл за кулисами, когда ему всего 5 лет было. Мы все понимали, что он в итоге станет отличным музыкантом. Это уже тогда было видно, в 5 лет.
- Общался ли Фил с вами вообще за последние 10 лет?
- Нет, вообще ни разу. Но это нормально. Опять же, у меня нет обид. Мне потребовалось какое-то время, чтобы с этим справиться, но я правда желаю ему всего наилучшего. Повторюсь, для меня фантастика, что сейчас он выступает с сыном. Хотел бы я иметь такого же сына (смеётся) . Если бы он у меня был, я бы сам тогда поехал на гастроли. Он превращается в отличного музыканта.
- Общаетесь с Дэрилом?
- Да. Мы не дружим, но связь поддерживаем. Да и клавишник Брэд Коул живет в Нэшвилле. В общем, я всегда в курсе происходящего.
- Фил написал в своей книге, что в то время у него была серьезная проблема с алкоголем. Его брак распадался.
- Я ничего об этом не знал. Но в мыслях постоянно висело: «Черт, что здесь происходит?».
- Думаю, что вы однажды снова будете общаться.
- В любом случае, я в порядке. Не думаю, что он злопамятен. Хотя я понятия не имею (смеётся). Но я и правда наслаждался жизнью. Если честно, моя карьера была связана с игрой абсолютно разной музыки. Я всегда ищу что-то новое, необычное для себя. Но какая-то часть меня разочарована, что я больше не играю те же мелодии спустя 30 лет (смеётся).
- Да, вы сотни раз играли "Take Me Home".
- Возможно (смеется). Опять же, мне нравится то, чем я занимаюсь со своей группой. Слущай, здесь, в Нэшвилле, довольно много музыкантов. Я играю немало отличного материала. Ещё и джазовое сообщество тут есть. А я никогда не играл джаз. Но я с него начинал. Не хочу останавливаться на чем-то одном. Это полезно, я сотрудничаю с организацией, которая называется Nashville Jazz Workshop. Пусть я не на 100 процентов вовлечён, но происходящее здесь мне реально интересно.
- Вы годами преподавали в колледже. Наверное, это был приятный опыт.
— Было такое. За 20 лет вполне достаточно. Я чувствовал, что должен поработать над своей игрой. Слушай, я до сих пор люблю играть. И мне нравится практиковаться. Я реально наслаждаюсь жизнью.
Что касается преподавания, то я пошел на это мероприятие, потому что мой сын ходит в ту же школу. У них ушел инструктор по барабанам и я познакомился с заведующим кафедры. Он спросил, не хочу ли я подумать о том, чтобы прийти. Я поймал себя на мысли: "А почему бы и нет?". Понятия не имел, что по итогу полюблю преподавание.
- Надеетесь скоро вернуться на сцену?
- Ну да, обязательно. Кто знает, как бы это сейчас выглядело. Я гастролировал со своим джазовым трио. Мы ездили в европейский тур в фургоне. Боже, это было прекрасно. Очень круто.
- Как думаете, если Genesis приехали бы в Америку, сходили бы на их шоу?
- Не факт. Мог бы, конечно. Не знаю. Тур Фила не видел. Знаю, что кто-то собирался взглянуть, но тогда всё звучало ещё довольно сыро. А сейчас… Вообще было бы любопытно посмотреть. Но понятия не имею, где они будут выступать. Знаю лишь то, что европейские концерты тоже планируются.
Боже, какие я письма получаю на свою электронную почту! Интересно наблюдать, как люди всё воспринимают, независимо от того, как всё было на самом деле. Как уже говорил, в этом смысле никогда не было группы. Но многие фанаты думают иначе. Это весьма приятно, но при этом, учитывая, что я ушел, всё это возвращает меня мыслями обратно и периодически переживать прошлые мо
- Каковы ваши цели на ближайшие несколько лет?
— Так далеко вперед не думаю. Хотя, может, и должен. В принципе, хочу продолжать выпускать песни. Есть новинки, над которыми я работаю со своими друзьями из Лос-Анджелеса - это бас-гитарист Пи Ви Хилл и клавишница Мичико Хилл, его жена. Потрясающие музыканты. Её дочь Джудит Хилл была очень тихим ребенком, а в результате выросла в отличную артистку. Была с Майклом Джексоном, практически работала с Принцем перед его смертью. Написала музыку к одному из фильмов Спайка Ли.
Боги, до чего же она потрясающая певица и клавишница. Её родители со мной в группе сейчас. Вот мы и занимаемся нашим проектом. Много играли вместе в Лос-Анджелесе в гастрольных перерывах Genesis и других. Очень рад этому проекту.
Я также записал пару альбомов с джазовым трио, мне они очень нравятся. Последнее, чем я занимался, это сольная работа. Немного нашел силы выйти за рамки этого формата. Я постоянно пишу, пробую что-то новое. Хотел бы выступать с собственными турами. При этом есть артисты, с которым мне тоже хотелось бы выступить. Но на данном жизненном этапе, если бы у меня была возможность выступать со своим материалом, я предпочёл бы это.
Мне просто нравится приключение жизни. И судя по тому, как она у меня сложилась, не скажу, что в ней было всё чётко по плану. То есть я знаю, на что у меня были надежды. Когда моя мама показала мне то письмо, написанное мной в 4 классе, где я обрисовал всё в общих чертах… Да, у меня не получилось воплотить всё, что там написано, но всё-таки многое реализовалось, что меня просто поразило. Думаю, у меня всегда было четкое представление, чего я хотел достичь.
А сейчас я ничего не должен. Я благодарен. Серьёзно. Я испытываю благодарность и мне очень не терпится увидеть, что будет дальше.
Автор: Энди Грин.
Перевод: Андрей Борисов.