Всем известно, что творческие люди, особенно художники — натуры экспрессивные, порывистые и склонные к неожиданным (и, с точки зрения окружающих — безумным) решениям и поступкам. Ван Гог со своим порезанным ухом и Гоген с бегством на Таити давно стало символом этой непредсказуемости, но они далеко не единственные и даже не самые радикальные.
При этом я отнюдь не имею в виду экстремальные «перформансы» так называемых «современных художников». Нет, я имею в виду по-настоящему рискованные авантюры, из которых можно было с большой долей вероятности не вернуться вообще.
Американская художница-портретистка Кэролайн Майтингер вела относительно спокойный богемный образ жизни в Сиэтле, пока в один прекрасный день не решила, что ей нужно срочно отправиться… на Соломоновы острова. Тут надо понимать, что в 1926 году Соломоновы острова и Папуа-Новая Гвинея были последними «белыми пятнами» на карте, где жили самые настоящие охотники за головами и каннибалы — не «вчерашние», не «постановочные», а самые что ни на есть действующие. Зачем? Очень просто — чтобы запечатлеть на живописных полотнах портреты этих самых охотников за головами, пока они не исчезли с лица земли. В том, что они исчезнут — вымрут и ассимилируются, у Кэролайн никаких сомнений не было, а мы с высоты своего времени теперь можем подтвердить — так и вышло.
Для современного читателя, привыкшего к регулярному авиасообщению, мобильной связи, электронной банковской системе и интернету такое предприятие может показаться всего лишь небольшой причудой, влекущей за собой в худшем случае легкие неудобства, но напомню еще раз — это был 1926 год. Однако, и это еще не все. Художник есть художник, он же выше бытовых мелочей, поэтому в поездку Кэролайн и ее подруга Маргарет отправились практически без денег, рассчитывая зарабатывать по дороге написанием платных портретов встречных белых колонистов. Нет, есть все-таки в художниках что-то такое, недоступное понимаю простых смертных.
Провели они в этих тропических малярийных краях в общей сложности почти четыре года, результатом которых действительно стала серия прекрасных портретов местных жителей и две книги, о первой из которых я, собственно, и рассказываю. Книга прекрасная, и не только благодаря многочисленным блестящим иллюстрациям самой Кэролайн. Написана она легко, с великолепным юмором, чем-то напоминающим юмор Джеральда Даррелла. Хотя, учитывая, что книги вышли, когда Дарреллу едва исполнилось 15, это еще вопрос, кто кого может напоминать.
В любом случае, приключения двух богемных американок, без оглядки нырнувшим в совершенно инопланетный для них мир колониальной Меланезии, с его чопорными и не очень плантаторами (преимущественно, конечно, британскими), католическими миссионерами, местными племенными царьками, малярией, бунтами туземцев, эпидемиями кори, описаны Майтингер так здорово, что читаются на одном дыхании.
Кстати, местами сквозь вполне развлекательную прозу проглядывают и серьезные, совсем не юмористические мысли. В конечном счете, сам главный импульс путешествия — запечатлеть подлинную аборигенную культуру и типажи, пока они не исчезли, куда как далек от оптимизма. И я не зря упомянул малярию и корь — в этих жутких болезнях, волна за волной прокатывавшихся по местам странствий двух американок, нет совершенно ничего веселого, как и в мятежах замордованных колонизаторами местных жителей, и это в каком-то смысле объединяет книгу с «Южными рассказами» другого американца — Джека Лондона.
Кстати, я читал книгу в советском издании 1957 года, которое, конечно, уже стало библиографической редкостью, но ее переиздали в 2000 году, да и в электронном виде, наверное, можно найти, так что если я кого-то заинтересовал — не переживайте, было бы желание, а книжка найдется!
И хорошего вам чтения!
А если понравилась статья, то поддержите канал: лайком, комментарием и подпиской, и обязательно заходите еще — будет интересно!