Клод Моне (1840-1926) — один из самых именитых художников истории. Французский живописец является одним из основателей и самых ярких представителей импрессионизма.
Сегодня его картины находятся в крупнейших музеях мира. Его искусство играет важную роль в развитии живописи. Клод Моне будучи необычайно талантливым художником, стал работать в особом стиле, главная цель которого было передать не точность окружающего мира и его реалистичность, а именно впечатление, характер, атмосферу.
Благодаря одному из его полотен было дано название целому направлению искусства — импрессионизм. Произошло это на одной из выставок импрессионистов, где Моне представил свою работу под названием «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Посетивший выставку критик написал: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». После этого к художникам данного направления и прикрепилось название «импрессионисты» (impressionnisme), что буквально означает — «впечатление».
Один из немногих импрессионистов признанных при жизни. За свою творческую жизнь он написал более тысячи полотен. Моне страдал катарактой, которая кардинально изменила его цветовосприятие и манеру написания картин, что позволило ему стать отцом импрессионизма. Имея обычное зрение , скорее всего он был бы хорошим рядовым пейзажистом, но чем хуже оно становилось, тем крупнее и ярче становились его полотна. Благодаря болезни, картины Моне выделяются на общем фоне других художников своей необычайной мощью и красотой.
Далее вы можете увидеть собрание картин Клода Моне . Лучшие полотна, которые стоит обязательно знать, если вы любите живопись, искусство импрессионистов и Клода Моне, в частности. Все они считаются шедеврами мировой живописи, бесценным достоянием человечества.
Вокзал Сен-Лазар
Возвратившись из Лондона, куда Моне вынужден был уехать после трагических событий Франко-прусской войны 1870-1871, он обосновался под Парижем, на берегу Сены. В январе 1877 художник вернулся в небольшую квартиру и студию поблизости от вокзала в Сен-Лазаре . Неожиданным образом темой нескольких картин стал этот индустриальный район.
Казалось, что может быть общего между импрессионизмом и паровозами на вокзале? Оказывается (Моне показал это чудесным образом), самые что ни на есть прозаические вещи могут заключать в себе удивительную поэзию. Следовательно, все зависит не от объекта изображения, а от субъекта, пишущего его, не от того, что выбирается для изображения, а от того, кто на это смотрит и как это воплощает. Нужно признать, что паровозы на этих картинах Моне выглядят не как монстры, а, можно сказать, грациозно, хотя всех в то время захватывало ощущение силы, мощи и скорости этих исполинских машин.
Бульвар Капуцинок
Это самый популярный бульвар Парижа. Городской пейзаж словно погружен в легкую дымку. Время близится к закату, а период года по колориту осень или ранняя весна. Художник мастерски изобразил бурную жизнь знаменитого бульвара. Толпу снующих людей спешат по своим делам, кареты на проезжей части создают впечатления движения. Дома освещены теплым солнечным светом. При рассмотрении картины вблизи, видно что люди, деревья изображены простыми грубыми мазками, создается впечатление бессмысленного хаоса красочных пятен. Но отойдя на шаг от картины как все эти пятна превращаются в предметы и людей и начинают оживать.
Серия стога сена
Моне очень любил изображать стога сена за своим домом, передавая едва уловимые волнообразные движения света и цвета. Моне подчеркивал: "Я пытался сделать невозможное - нарисовать сам свет". В период с 1890-1891 Моне создал серию из 15 полотен изображающих стога сена в окрестности Живерни.
«Стог сена в Живерни» - одна из наиболее известных картин из серии, посвящённой стогам. Яркая колористика работы придаёт сюжету некую абстрактность и набросочность. Стог сена со смещённой вершиной выдвинут на передний план, но как бы ни пытался автор акцентировать внимание на этот элемент, взгляд зрителя неизменно устремляется на цветущее поле. Рука мастера не только выписала поле в ярких тонах, но и придала ему движение – цветы колышутся на ветру, создавая неровную рябь на поверхности.
Ещё один любопытный фрагмент – задний план, как будто поддёрнутой, дымкой на горизонте виднеются просторы с участками деревьев. Крыши уютных разномастных домиков довершают деревенскую пастораль.
На выставке Дюран-Рюэля серия картин Моне, посвящённая стогам, нашла заслуженное признание и была выкуплена за немалую цену.
Пруд с кувшинками
Это произведение в стиле "импрессионизм" относится к позднему творчеству художника. В 1883 году Клод Моне приобрел дом в городке Живерни в Северной Нормандии. Купив соседний участок земли художник создал на его месте живописный сад с цветами, экзотическими деревьями, прудом с кувшинками и мостиком в японском стиле. В этом тенистом таинственном уголке Моне 30 лет писал целую серию картин с водяными лилиями.
Клод Моне предпочитал рисовать с натуры, отслеживая игру солнечного света на гладкой поверхности пруда. Один и тот же вид он мог писать в разных погодных и временных условиях, отслеживая эмоциональную реакцию на природу. Поэтому он часто работал над несколькими сюжетами сразу. Так, у него есть целая серия картин с прудом и японским мостиком, написанных в разной манере.
Картина написана в сине-зеленых тонах и производит умиротворяющее впечатление. Разбавляют эту гамму бело-розовые вкрапления кувшинок на воде. Картина построена на контрасте света и тени. Художник использует множество оттенков зеленого, синего, желтого цветов. Моне накладывал на холст крупные мазки. Он использовал чистые краски, смешивая их на полотне.
Многочисленные кувшинки изображены белыми, розовыми, синими мазками. Они привносят ощущение жизни в картину. Художнику удалось передать ощущение покоя и тишины. Глядя на полотно, слышишь, как щебечут птицы и жужжат насекомые. Чувствуешь легкий ветерок и тепло солнца. Картина оставляет эффект полного присутствия. Мир в отсутствие человека живет своей наполненной жизнью.
Водяные лилии
Огромную часть творчества жизни Моне занимают картины с кувшинками. Он изображает их на своих полотнах снова и снова, дополняет картины красками и цветом, меняет угол обзора и время дня. В результате в его коллекции появилось более 200 картин с изображением кувшинок в разных вариациях . Последние годы мастер воспроизводил пруд с лилиями по памяти в своей мастерской.
Картина «Водяные лилии» — это одна из удачных вариантов прудика, воспроизведенных художником по памяти. В этой картине, в отличие от других работ мастера полностью отсутствует перспектива, а края пруда обозначены краями картины.
Небо только слегка проступает в отображении водной глади. И главной темой на картине художника выступают жемчужно-розовые мазки нежных лилий, которые как сказочные звездочки одинокими брызгами проступают на зеленоватой водной глади. Они завладевают всем вниманием и заставляют любоваться этой картиной снова и снова.
Сегодня искусствоведы утверждают, что в своих работах, посвящённых водяным цветам, Моне удалось стереть границы между реализмом, импрессионизмом и абстракцией, гармонично объединив их в рамке одного полотна.
Цветы на берегах Сены близ Ветёя
Все изображения цветов кисти Моне условно можно разделить на два вида – цветы, которые стоят в вазах или корзинках, и живые цветы, растущие на земле. К слову, последних было значительно больше. Сквозь всю свою жизнь Моне пронёс любовь к цветам – он ими любовался, выращивал, и, конечно, рисовал. Моне считал, что в мире нет ничего прекраснее двух вещей – цветов и живописи.
Картина демонстрирует зрителю богатый цветочный пейзаж. Большая часть картины наполнена зелёным колоритом – цветочная зелень растёт так густо, что кажется диким заросшим уголком сада. Сквозь листву проступают яркие размытые краски головок цветов, которых визуально невозможно определить. Впрочем, художник и не стремился к детализации, как всегда, он стремился ухватить впечатление.
Богато заполненная зеленью часть картины уравновешивается пустым свободным пейзажем, изображающим дома на другой стороне водоёма и спокойным ровным небом, проступающим в верхней части работы. Словно густая листва вдруг расступается, дав возможность обозреть горизонт.
Подсолнухи
На протяжении всей своей жизни Клод Моне с большим трепетом относился к цветам. Ярчайшим тому доказательством является сад в Жеверни, созданный его руками, который до сих пор принимает посетителей, превратившись из любимой усадьбы в знаменитый дом-музей.
Моне отказывается от чётких линий, предпочтя им неровные волнистые мазки, создавая форму и очертания лишь цветом. Такая техника неизменно создаёт движение, делая работу живой и динамичной. Стиль мастера всегда отличался свободой, лёгкостью, воздушностью и реалистичностью.
Удивительно, но в такой статичный жанр живописи, как натюрморт, он смог вдохнуть столько жизни, что кажется, будто подсолнухи тянут свои головки к солнцу, а их лепестки трепещут на ветру.
Ещё одна отличительная черта техники мастера – использование контрастных цветов, которые в сумме дают нужный колорит. Если присмотреться к изображению цветков, то можно заметить, что лепестки выписаны красными, жёлтыми, оранжевыми оттенками, но сделав пару шагов от картины, они сливаются в богатую жёлтую палитру, которая так реалистично воплощает подсолнухи.
Внимательный зритель может заметить, что в картине есть некое несоответствие в пропорциях – не может такая узкая ваза вместить в себя большую охапку подсолнухов. Но в этом весь Моне, ему важно было показать великолепие подсолнухов, а все остальные детали имеют лишь второстепенное значение.
Женщины в саду
Зрителю представлены четыре женщины, гуляющие по саду, при этом все они написаны с одной натурщицы – жены Камиллы. Из-за того что живописец не даёт нам хорошо рассмотреть ни одного лица – дамы то прикрывают лицо цветами, то прячутся за тень зонтика, то демонстрируют лишь свой профиль, - зритель видит четырёх разных героинь. Художник как бы подчёркивает, что его не интересуют отдельные личности, поэтому ему достаточно и одной натурщицы. Своей целью он видит описание взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Также необычным является представление жанра, так как обычная бытовая сценка превращается волею волшебной кисти Моне в пейзаж – женские фигуры становятся неотъемлемой частью природы, его продолжением, «растворяясь» в окружающей зелени сада.
Прогулка. Дама с зонтиком
Картина изображает всю небольшую семью художника. В работе Моне смог гармонично совместить статику и неуловимое движение – при довольно статичных позах героев, картину нельзя назвать застывшей и неподвижной. Мастер света и цвета, Моне оживил её за счёт яркого пейзажа и развивающихся одежд главной героини. Искусно выписанные складки пышной юбки мадам Моне создают характер и стремительное движение ветра.
Необычным является и экспозиция картины – героиня изображена на возвышенности, так, что зритель смотрит на неё снизу вверх. Такой ракурс был бы невозможным в традиционной живописи. При этом летний зонтик оставляет тень на её лице, тем самым перемещая акцент на её фигуру и окружающее героев восхитительное синее небо с бегущими клочками облаков.
Сегодня, глядя на прелестную молодую женщину, нельзя отделаться от щемящего чувства – уже через четыре года Камиллы не станет, но её образ, нарядный, свежий и волнующий всегда будет жить, запечатлённый на полотне великим мастером Моне.