Найти тему
Две Войны

Массовый выпуск бракованных танков Т-34, который привёл к скандалу в руководстве СССР в разгар войны

Оглавление

Далеко не секрет, что новое производство зачастую сопряжено с большим количеством бракованной продукции – тут и недостаточно отработанный технический процесс, и низкая культура производства, и даже недостатки в поставляемом сырье. Но существует и административная причина, объясняющая выпуск бракованной продукции – именно о ней будет данный рассказ.

Массовые жалобы на бракованные танки

В начале 1942 года в адрес заводов-производителей танков Т-34 стали поступать рекламации с фронтов, о выявленных массовых фактах выпуска бракованной продукции – где-то обнаруживались трещины в сварных швах, где-то не хватало внутренних компонентов, а местами из-за некачественной продукции серьёзно снижался моторесурс боевой машины. Разумеется, такая ситуация никак не могла пройти незамеченной мимо высшего руководства страны, и уже в июне того же года ЦК поручил генеральной прокуратуре провести серьёзное расследование о причинах сложившейся ситуации.

Одновременно с этим выходит директива «О улучшении танков Т-34», напрямую касавшаяся выявления проблем качества производимой продукции, а также со своей должности был снят нарком танковой промышленности Малышев. Вместо него внезапно был поставлен Зальцман, бывший директор танкового завода, которого через год сняли, одновременно исключив его из партии.

Следствие выявило, что виной выпуска стало массовое нарушение технологического процесса производства, а на одном из заводов ещё и выявилось хищение продуктов – рабочие попросту недоедали! И случилось это Нижнем Тагиле, в период «царствования» на заводе Зальцмана.

Производство танков на советском заводе. Фото в свободном доступе.
Производство танков на советском заводе. Фото в свободном доступе.

В чём была причина хрупкой брони?

На самом деле, единственный завод в СССР, который мог выпускать Т-34 требуемого качества, располагался в Мариуполе – но город оказался захвачен немецкими войсками 8 октября 1941 года. Остальные заводы не могли обеспечить выпуск Т-34 в надлежащем виде – к примеру, Челябинский на тот момент не до конца освоил техпроцесс, Сталинградская группа заводов висела под угрозой оккупации, а Ленинградская была в таком же состоянии.

Но военное руководство требовало больше и больше танков, поэтому заводы вынуждены производить их со всяческими нарушениями техпроцесса – к примеру, в результате действий ЦНИИ-48, на заводах полностью изменили процедуру закаливания брони. Для производства качественного листа, металл подвергается нескольким процедурам закалки и отпуска, в это время в печи мог находиться только один лист – но ЦНИИ решил иначе, требуя увеличить количество одновременно выпускаемых плит, отменил все мероприятия по первичной закалке, отпуску бронелистов, оставив только цикл основной закалки. И потребовал загружать в печь до 5-6 листов одновременно.

Броневая сталь, используемая для корпусов Т-34 (марки 8С) после закалки расширяется. Чтобы соблюсти точность в размерах, рабочие попросту подрезали бронелист в нужных местах при помощи газовых резаков, лишая бронелист всех преимуществ закалки в месте воздействия. Тем самым, бронелист в месте воздействия резака становился хрупким, что и становилось одной из причин появления трещин в броне.

Чем закончилось первое применение «Катюш»- били по своим эшелонам или по немцам?

Исаак Зальцман. Фото в свободном доступе.
Исаак Зальцман. Фото в свободном доступе.

Решение проблемы

Собрав все сведения, органы прокуратуры предоставили детальный отчёт Молотову – куратору танкостроения в ЦК. Молотов, ознакомившись с результатами проверки, поручил решить вопросы поставки надлежащего металла министру чёрной металлургии Тевосяну и наркому танковой промышленности Зальцману. Они в свою очередь, начали перекладывать ответственность друг на друга, что вызвало недовольство в ЦК. В итоге, работа по устранению недостатков была перепоручена в ЦНИИ-48, занимавшегося разработкой новых броневых сплавов.

Местами решить вопросы, поставленные ГКО удалось только к концу 1943 года, а действительный брака продукции к концу войны составлял чуть более 13 процентов, вместо 60, обнаруженных в 1942.

На самом деле, в таком количестве брака следует винить лишь руководство страны, требовавшее всё больше и больше танков. Потеря двух крупных заводов – Мариупольского и Харьковского заставила остальные заводы работать на износ, чтобы поставлять в армию необходимое количество боевой техники, зачастую не особо интересуясь качеством производимой продукции.

Единственный советский маршал, который не служил в армии- как это возможно в СССР?

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал в Дзен и Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!

Вопрос к читателям:

Какие ещё проблемы у советских танков были связаны с браком производства?