Я люблю старый Петербург, люблю Петроградку, а ещё я здесь работаю…! Вот и подумала, почему бы мне сегодня не рассказать о доме, мимо которого хожу каждый день?!
Итак, Каменноостровский проспект, 44-Б, дом Эмира Бухарского. Построен был чуть более ста лет назад (в 1913-1914 годах) по заказу эмира Бухарского Сеид Абдулахада-хана для его сына Сеид Алим-хана.
Для строительства дома был приглашен архитектор Степан Самойлович Кричинский, участвовавший в строительстве Соборной мечети (Кронверкский пр-т, 7). Проектом дома восточный правитель остался доволен, а потому в награду даровал ему орден Благородной Бухары. Цель строительства – доходный дом.
Так случилось, что эмир в год одобрения проекта умер от неизлечимой болезни, а продолжить проект пришлось его наследнику Сеид Алим-хану.
Экстерьер дома стилизован под флорентийский дворец, фасады оформлены в духе итальянского ренессанса. Примечательно, что у этого доходного дома, в отличие от других зданий такого же назначения, дворовые флигели оформлены не менее выразительно, чем выходящие на Каменноостровский проспект – главную улицу Петроградской стороны. Лицевой фасад визуально разделяется на две части - цоколь с масштабной рустовкой и массивными полуколоннами. Верхнюю часть аркады оформляют три арки композитного ордера. Облицован дом доломитовым мрамором (есть мнение, что это единственный дом Петербурга, созданный из горной породы месторождений Урала).
Одобренный Бухарским эмиром проект в полном объеме реализовать Степану Кричинскому не удалось, поскольку началась Первая Мировая война. Пришлось идти на компромисс: убрали запланированную балюстраду вдоль третьего этажа, а некоторые мраморные (по проекту) колонны заменили деревянными. Пожить в этом доме и сыну Бухарского эмира не довелось: почти сразу после начала революции он уехал в Афганистан.
В марте 1917 года дом отдали под коммунальные квартиры, а до этого тут был размещен 1-й пулемётный запасной полк Петроградского гарнизона. В квартире №4 несколько лет прожил архитектор Кричинский, а после смерти его квартиру занял один из высокопоставленных большевиков с семьёй и прислугой.
А позже и эта квартира стала коммунальной. В этом доме жили другие знаменитости прошлых лет: физиолог Мария Петрова, акушер Дмитрий Отт, геофизик Глеб Франк.
После того, как в двадцатые годы прошлого столетия дом был отдан под коммунальные квартиры, жилые помещения и парадные существенно пострадали: повреждена лепнина, двери, перила, сбиты мраморные балясины.
В настоящее время квартиры левой части дома по-прежнему остаются коммунальными, правая его часть – частные апартаменты.
Напоследок хочу упомянуть о легендах и поверьях - как же без них?! :-) Поговаривают, что в стенах дома замурованы сокровища эмира, которые он оставил, покидая Петербург. Другое поверье повествует о том, будто от дома восточного правителя был проложен потайной подземный ход к мечети.
Дом эмира Бухарского является объектом культурного наследия народов РФ.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Оставайтесь со мной и далее…