И можно ли их не испортить?
*
Когда у меня появился ребенок - и это очевидно - я был в полном раздрае.
От трепета, нежности и безумия.
Я не знал, как обустроить свою жизнь после этого, не готовился, да и не хотел готовиться.
Я думал, что разберусь в процессе. И "научусь" быть хорошим родителем уже на полном ходу.
И в этом есть какой-то смысл. Ты ничего не ожидаешь и решаешь проблемы по мере их поступления.
Тебе немного спокойнее и легче принимать все, как есть.
*
Но малышу скоро пять, и я не могу сказать, что чему-то научился за это время.
Я каждый день несу в голове мысль, что "только родители портят своих детей, не испорти ему жизнь, пожалуйста, не испорти".
Но все равно порчу, как не крути.
Меня никто не учил правильно держать малыша или менять памперсы.
Что делать при первых соплях и кашле.
Чем кормить, когда купать и зачем развлекать и учить (и настойчивых бабушек / дедушек с моей стороны - тоже не было рядом).
Все было где-то внутри.
*
Я сразу понял (не думая, не готовясь), что хочу дать ему творчества.
Хочу научить не прикладным навыкам, а способу мышления.
Уметь думать - навык намного ценнее, чем просто уметь рисовать.
И мы учимся думать. Все эти пять лет (почти) мы только и делаем, что учимся думать.
Мы разговариваем. Творим. Лепим глину, рисуем углем.
Творим и играем, сами придумывая игры.
Тренируем память, учим языки и цифры.
*
Я пытаюсь работать, он рядом, я нервничаю и злюсь - но мы учимся думать. И говорить.
Он не хочет есть или прибираться. Или одеваться на улицу. Или быть одному.
Мы учимся думать. И разговаривать.
Мы ссоримся, кричим, запираем друга друга в комнатах.
Но мы учимся думать. И разговаривать. И подбирать слова.
Мы учимся вместе, я тоже учусь. Я учусь думать, как дети.
А он учится думать, как взрослый. И мы учим друг друга думать.
*
Как дети, мы можем беситься и заниматься полной ерундой целый день, когда я свободен.
Собирать лего, пазлы, играть в настольные игры и карты, кидать кубики.
Мы можем играть часами, ни о чем не думая. Но мы думаем и учимся думать. И говорить.
Как взрослые, мы учимся хвалить, поддерживать и подбадривать.
Показывать эмоции, держаться прямо и быть уверенными. Мы учимся вместе.
*
Но родитель, даже самый хороший, не может ничего не испортить.
Как не идеал, я точно также могу сказать чепуху, выказать раздражение, попросить его делать глупости.
Потому что мне виднее. Хотя на самом деле мне не виднее.
И, вообще, никому не виднее.
Просто одному взрослому - посылается один маленький.
Чтобы они прошли через это. И постарались не убить друг друга, не растоптать, не уничтожить морально и просто так.
Посылаются оба взрослых. Но оба взрослых не вместе, а по отдельности.
И разные роли несут малышу.
Поэтому оба взрослых несут сразу две картины.
Многообразнее ли так? Не знаю. Я не знаю.
*
И вот мы учимся. Пробуем гаджеты, читаем книги, изучаем страны.
Еще недавно мы творили больше, теперь - эффективней.
Время меняется, с ним и мы.
И поэтому важно уделить малышу первые три года.
Самые важные для его интеллекта и памяти. И творить чаще. А потом уже эффективней.
За тренировкой памяти и творчества приходит остальное.
И говорить, много говорить, обо всем на свете говорить.
Об осени, любви, сложных темах. Не обходить их и не увиливать. И не обманывать.
Говорить, как есть. И только правду. И не считать малыша за глупенького.
Считать его равным, гражданином и человеком.
Даже когда он ковыряет в носу.
Но и не торопить его взросление. Такие объятия (что-то мне подсказывает) - не длятся долго.
Ваша помощь нужна им не так уж долго. Этот миг в их жизни не будет долгим.
Завтра он вырастет. Пусть подольше побудет ребенком, ведь этого не вернешь.
*
И вот ты балансируешь - между ролью учителя и наставника, прививая взрослое.
Но и дурачась, смеясь, прививая юмор и детский дух.
И балансируешь. И ребенок плавает из одной волны в другую.
И не понимает, почему ты сейчас ругаешься. А потом не понимает, почему ты снова готов беситься.
Почему так гибко устроена взрослая психика. И почему так не готова - детская.
*
И ты портишь его своими волнообразными выпадами.
Думая, что так ты его учишь жизни.
Оправдывая себя обстоятельствами, работой, другими людьми.
Но так ты портишь его.
Вместо того, чтобы любить его просто так, каждый день, без условий, усилий и категорий.
Ты то взрослый, то нет. То в делах, то в свободе. То радость твою, то печаль.
И ребенок тебя не поймет. Научится делать также.
Вот чему ты его научишь, не думать - но делать также.
А чтобы такого не случилось и его не сковали паттерны поведения - люби его просто так.
Не меняйся в лице, и с холодного - на горячее.
Постарайся найти постоянство духа.
Говорю это вам.
Заодно себе...