В 1988 году на экраны вышел фильма «Асса» Сергея Соловьева. Опытный режиссер до этого снял с десяток хороших кинолент, но именно этот фильм с, казалось бы, обычным сюжетом, стал одним из главных символов Перестройки.
О том, как в «Ассе» появился Виктор Цой, почему рабочее название «Здравствуй, мальчик Бананан» во время съемок было отвергнуто, и зачем Соловьев позвонил в Кремль – в публикации «КиноНытика».
1980 год, эпоха застоя. Девушка Алика, отчаявшись найти своего принца, связывает жизнь с крупным криминальным авторитетом по фамилии Крымов. Она приезжает в заснеженную Ялту, куда вскоре прибывает Крымов.
Здесь, на берегу Черного моря Алика сталкивается с совсем другой жизнью: здесь есть молодой парень Бананан, необычные песни, свобода и романтика. Две судьбы сталкиваются, но у Крымова свои планы на дальнейшую жизнь с девушкой.
Главная идея фильма – застой, к которому пришло общество из-за отсутствия перспектив для нового поколения: Бананан полюбил девушку из своего поколения, но она уже занята, Шурик Бабакин мечтал полететь в космос, эту мечту в него с детства вложили коммунисты, но за него уже слетали, поэтому он вынужден довольствоваться «званием» лже-майора ВВС. Все в стране расписано и распределено в пути к коммунизму. Все покрыто серостью – и люди, и мысли.
И в этом сумраке витает почти осязаемое ожидание глобальных перемен, о которых в конце фильма спел Виктор Цой.
Сергей Соловьев – режиссер элитарный, богемный, его идеи не очевидны, они ловко замаскированы в несколько слоев в каждом фильме. Его советские фильмы получали призы на фестивалях, но редко собирали кассу.
И вдруг он «выстрелил», попал в точку, угадал чаяния молодого поколения, которое буквально жаждало перемен. Сам Соловьев их почувствовал, когда после знакомства с музыкантом Борисом Гребенщиковым познакомился с питерским рок-андеграундом, который он своим фильмом нечаянно легализовал.
Сюжет фильма режиссер вместе с автором сценария Сергеем Ливневым построил на классическом любовном треугольнике: красивая и умная девушка – зрелый и опытный мужчина с деньгами – и молодой, смелый, но бедный юноша.
На роль авторитета Крымова Сергей Соловьев пригласил своего друга со времени учебы во ВГИКе Станислава Говорухина. Тот долго отказывался, говорил, что несколько раз пробовал сниматься, и быстро понял, что актерство – это не его стезя. Но Соловьев был настойчив, и Станислав Сергеевич в итоге согласился попробовать. Как признавался потом Говорухин, получилось убедительно, его потом долго пытались угощать шампанским в ресторанах настоящие бандиты.
Правда, на съемочной площадке Станислав Сергеевич не всегда себя чувствовал в своей тарелке среди молодых рок-музыкантов, музыка которых ему была чужда. Когда в троллейбусе Крымов спросил Бананана: «ну, и кто этот твой Гребенщиков?», его вопрос был абсолютно искренним, а потому, убедительным.
Очень долго Соловьев определялся с музыкальным сопровождением. Гребенщикова режиссер уже некоторое время знал и разбирался в его музыки. Поэтому именно песни группы «Аквариум» были взяты за основу саундтрека. Также Сергей Александрович обратил внимание на музыку Виктора Цоя, тогда еще не известного широким массам.
Соловьев набрал целый мешок аудиокассет питерского рока, которые ему бал Борис Борисович и слушал, пытаясь нащупать фон для фильма.
- Это вы все Витьку отбираете, - сказал ему после прослушивания Гребенщиков, заметив, что Соловьев отложил несколько кассет с записями группы «Кино».
В итоге роль Бананана была предложена именно Борису Гребенщикова, но тот сразу же категорично отказался, заявив, что каждый должен заниматься своим делом. И предложил режиссеру попробовать Сергея Бугаева по прозвищу «Африка» - типичного представителя питерского музыкального подполья, и ни разу ни актера. Как ни странно, Бугаев идеально подошел под образ Бананана.
Более того, увидев комнату, в которой жил Бугаев и оформил ее так, как считал нужным, режиссер сказал ассистентам: «вот берете эту комнату, и один в один переносите в Ялту». В итоге в фильме Бананан живет практически дома.
Кстати, названием фильма зритель обязан тоже именно Бугаеву. Изначально фильм назывался по строчке заглавной песни «Здравствуй, мальчик Бананан!». Сергея Александровича такое название вполне устраивало.
Как-то после съемочного дня Соловьев и Бугаев выпили, и исполнитель главной роли сказал: «А Вы назовите фильм «Асса». Режиссер пришел в недоумение – какая еще Асса? Это же мифология, Ной, ковчег, первое слово.
«Ну, хотя бы потому, что можно расшифровать: Автор Соловьев Сергей Александрович». Удивительно, но режиссер дал согласие. После этого в фильме появилась удачно вписанная мифология, о которой в самом начале перед титрами говорит Бугаев.
Соловьев долго сомневался, стоит ли добавлять в фильм сцены из книги историка Натана Эйдельмана «Грань веков», в которой описывается сутки, в течение которых убили императора Павла I . Режиссер думал, что массовый зритель не поймет, Ялта, снег, любовь, рок-музыка, а тут император. Но этот сюжет, озвученный самим Натаном Яковлевичем Эйдельманом, очень гармонично вписался в фильм. Первое утро Александра I , как глоток свежего воздуха после застоя.
Не сразу решили, кто будет петь в фильме за Гребенщикова. Сам он отказался это делать, а Сергея Бугаев талантом пения не обладал, поэтому спел песни «Аквариума» в итоге музыкант Сергей Рыженко, который в фильме играет на скрипке. Голосом Гребенщикова исполнена только песня «Город золотой», которая не принадлежит его перу, и которую он крайне редко тогда пел на концертах.
«Асса» стала хорошим стартом для одного из самых оригинальных актеров нашего кино – Александра Баширова. Он уже во время обучения во ВГИКе снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая белая и рябой», однако сам фильм среди широких масс не приобрел популярность.
В «Ассе» же талант Баширова раскрылся в полной мере. Когда снимали сцены в Бутырской тюрьме, съемочной бригаде дали только полтора часа. Актер не выучил текст, и его длинная речь была полностью сымпровизирована. Баширов потом долго ее озвучивал.
Выступление Цоя с песней «Хочу перемен» снимали в Парке Горького. Туда набилось большое количество людей, чтобы увидеть исполнителя, поэтому для них после записи песни для фильма, Виктор Робертович исполнил еще несколько песен.
Съемки в разных местах требовали множества согласований, что тормозило съемочный процесс. Но хуже всего обстояли дела с премьерой фильма, под которую никак не предоставляли кинозал в Москве.
Тогда ночью Сергей Соловьев отправился на телеграф и отправил длинную телеграмму самому Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Смысл гневного послания был таков: пока Вы там наверху говорите о гласности и Перестройке, на местах начальники морочат людям головы и не дают нормальным фильмам пробиться к зрителю.
Удивительно, что телеграмма дошла до адресата. «Кто этот режиссер Сергей Соловьев? – спросил подчиненных Горбачев. – И почему ему не дают показать фильм, снятый на государственные деньги?». После этого последний препон был снят.
Премьера состоялась в апреле 1988 года. Сначала в одном кинотеатре, а потом фильм разлетелся по всей стране, собрав в прокате 80 миллионов рублей.
Подписаться на канал «КиноНытик»