Найти в Дзене
КиноНытик

Как Соловьев прислушался к Бананану, а потом написал письмо Горбачеву: интересные факты про фильм «Асса»

В 1988 году на экраны вышел фильма «Асса» Сергея Соловьева. Опытный режиссер до этого снял с десяток хороших кинолент, но именно этот фильм с, казалось бы, обычным сюжетом, стал одним из главных символов Перестройки.

О том, как в «Ассе» появился Виктор Цой, почему рабочее название «Здравствуй, мальчик Бананан» во время съемок было отвергнуто, и зачем Соловьев позвонил в Кремль – в публикации «КиноНытика».

-2

1980 год, эпоха застоя. Девушка Алика, отчаявшись найти своего принца, связывает жизнь с крупным криминальным авторитетом по фамилии Крымов. Она приезжает в заснеженную Ялту, куда вскоре прибывает Крымов.

Здесь, на берегу Черного моря Алика сталкивается с совсем другой жизнью: здесь есть молодой парень Бананан, необычные песни, свобода и романтика. Две судьбы сталкиваются, но у Крымова свои планы на дальнейшую жизнь с девушкой.

-3

Главная идея фильма – застой, к которому пришло общество из-за отсутствия перспектив для нового поколения: Бананан полюбил девушку из своего поколения, но она уже занята, Шурик Бабакин мечтал полететь в космос, эту мечту в него с детства вложили коммунисты, но за него уже слетали, поэтому он вынужден довольствоваться «званием» лже-майора ВВС. Все в стране расписано и распределено в пути к коммунизму. Все покрыто серостью – и люди, и мысли.

И в этом сумраке витает почти осязаемое ожидание глобальных перемен, о которых в конце фильма спел Виктор Цой.

-4

Сергей Соловьев – режиссер элитарный, богемный, его идеи не очевидны, они ловко замаскированы в несколько слоев в каждом фильме. Его советские фильмы получали призы на фестивалях, но редко собирали кассу.

И вдруг он «выстрелил», попал в точку, угадал чаяния молодого поколения, которое буквально жаждало перемен. Сам Соловьев их почувствовал, когда после знакомства с музыкантом Борисом Гребенщиковым познакомился с питерским рок-андеграундом, который он своим фильмом нечаянно легализовал.

-5

Сюжет фильма режиссер вместе с автором сценария Сергеем Ливневым построил на классическом любовном треугольнике: красивая и умная девушка – зрелый и опытный мужчина с деньгами – и молодой, смелый, но бедный юноша.

На роль авторитета Крымова Сергей Соловьев пригласил своего друга со времени учебы во ВГИКе Станислава Говорухина. Тот долго отказывался, говорил, что несколько раз пробовал сниматься, и быстро понял, что актерство – это не его стезя. Но Соловьев был настойчив, и Станислав Сергеевич в итоге согласился попробовать. Как признавался потом Говорухин, получилось убедительно, его потом долго пытались угощать шампанским в ресторанах настоящие бандиты.

-6

Правда, на съемочной площадке Станислав Сергеевич не всегда себя чувствовал в своей тарелке среди молодых рок-музыкантов, музыка которых ему была чужда. Когда в троллейбусе Крымов спросил Бананана: «ну, и кто этот твой Гребенщиков?», его вопрос был абсолютно искренним, а потому, убедительным.

Очень долго Соловьев определялся с музыкальным сопровождением. Гребенщикова режиссер уже некоторое время знал и разбирался в его музыки. Поэтому именно песни группы «Аквариум» были взяты за основу саундтрека. Также Сергей Александрович обратил внимание на музыку Виктора Цоя, тогда еще не известного широким массам.

-7

Соловьев набрал целый мешок аудиокассет питерского рока, которые ему бал Борис Борисович и слушал, пытаясь нащупать фон для фильма.

- Это вы все Витьку отбираете, - сказал ему после прослушивания Гребенщиков, заметив, что Соловьев отложил несколько кассет с записями группы «Кино».

В итоге роль Бананана была предложена именно Борису Гребенщикова, но тот сразу же категорично отказался, заявив, что каждый должен заниматься своим делом. И предложил режиссеру попробовать Сергея Бугаева по прозвищу «Африка» - типичного представителя питерского музыкального подполья, и ни разу ни актера. Как ни странно, Бугаев идеально подошел под образ Бананана.

-8

Более того, увидев комнату, в которой жил Бугаев и оформил ее так, как считал нужным, режиссер сказал ассистентам: «вот берете эту комнату, и один в один переносите в Ялту». В итоге в фильме Бананан живет практически дома.

Кстати, названием фильма зритель обязан тоже именно Бугаеву. Изначально фильм назывался по строчке заглавной песни «Здравствуй, мальчик Бананан!». Сергея Александровича такое название вполне устраивало.

-9

Как-то после съемочного дня Соловьев и Бугаев выпили, и исполнитель главной роли сказал: «А Вы назовите фильм «Асса». Режиссер пришел в недоумение – какая еще Асса? Это же мифология, Ной, ковчег, первое слово.

«Ну, хотя бы потому, что можно расшифровать: Автор Соловьев Сергей Александрович». Удивительно, но режиссер дал согласие. После этого в фильме появилась удачно вписанная мифология, о которой в самом начале перед титрами говорит Бугаев.

-10

Соловьев долго сомневался, стоит ли добавлять в фильм сцены из книги историка Натана Эйдельмана «Грань веков», в которой описывается сутки, в течение которых убили императора Павла I . Режиссер думал, что массовый зритель не поймет, Ялта, снег, любовь, рок-музыка, а тут император. Но этот сюжет, озвученный самим Натаном Яковлевичем Эйдельманом, очень гармонично вписался в фильм. Первое утро Александра I , как глоток свежего воздуха после застоя.

Не сразу решили, кто будет петь в фильме за Гребенщикова. Сам он отказался это делать, а Сергея Бугаев талантом пения не обладал, поэтому спел песни «Аквариума» в итоге музыкант Сергей Рыженко, который в фильме играет на скрипке. Голосом Гребенщикова исполнена только песня «Город золотой», которая не принадлежит его перу, и которую он крайне редко тогда пел на концертах.

-11

«Асса» стала хорошим стартом для одного из самых оригинальных актеров нашего кино – Александра Баширова. Он уже во время обучения во ВГИКе снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая белая и рябой», однако сам фильм среди широких масс не приобрел популярность.

В «Ассе» же талант Баширова раскрылся в полной мере. Когда снимали сцены в Бутырской тюрьме, съемочной бригаде дали только полтора часа. Актер не выучил текст, и его длинная речь была полностью сымпровизирована. Баширов потом долго ее озвучивал.

-12

Выступление Цоя с песней «Хочу перемен» снимали в Парке Горького. Туда набилось большое количество людей, чтобы увидеть исполнителя, поэтому для них после записи песни для фильма, Виктор Робертович исполнил еще несколько песен.

Съемки в разных местах требовали множества согласований, что тормозило съемочный процесс. Но хуже всего обстояли дела с премьерой фильма, под которую никак не предоставляли кинозал в Москве.

Тогда ночью Сергей Соловьев отправился на телеграф и отправил длинную телеграмму самому Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Смысл гневного послания был таков: пока Вы там наверху говорите о гласности и Перестройке, на местах начальники морочат людям головы и не дают нормальным фильмам пробиться к зрителю.

-13

Удивительно, что телеграмма дошла до адресата. «Кто этот режиссер Сергей Соловьев? – спросил подчиненных Горбачев. – И почему ему не дают показать фильм, снятый на государственные деньги?». После этого последний препон был снят.

Премьера состоялась в апреле 1988 года. Сначала в одном кинотеатре, а потом фильм разлетелся по всей стране, собрав в прокате 80 миллионов рублей.

Подписаться на канал «КиноНытик»