Найти в Дзене
Новый драматический театр

А вы видали, как кружево плетут? ("Месяц в деревне")

Оглавление

К 1850 году относится создание основной пьесы Тургенева — комедии «Месяц в деревне» (первоначальное заглавие «Студент»). Спокойная размеренная жизнь идёт в старой дворянской усадьбе. Строгие рамки светских приличий сдерживают всякое проявление чувств её обитателей. Никак не развивается увлечение помещика Ракитина хозяйкой усадьбы Натальей Петровной Ислаевой. Но вот в этом доме появляется молодой студент Беляев, приглашённый в качестве учителя к сыну Ислаевых. Беляевым увлекаются и сама хозяйка дома, и её юная воспитанница Верочка. Нарушено плавное течение жизни…

Мария Гавриловна Савина в роли Верочки
Мария Гавриловна Савина в роли Верочки

Но не простое мелодраматическое соперничество женщины и девушки является темой пьесы. В драматургической форме Тургенев развивает здесь одну из важных для себя психологических тем борьбы нравственного долга с личным чувством («Дворянское гнездо») и пробуждения женского сознания в девушке через душевное страдание («Холостяк»). К тому же, у истории с Беляевым есть и социальный аспект — это студент-разночинец, чуждый помещичьей среде. Есть даже версия, подсказанная сходством фамилий, что за этим образом стоит сам В. Г. Белинский. Но это лишь гипотеза, её опровергает то, что в черновой редакции пьесы студент назван Андреем Колосовым («Андрей Колосов» — герой одноимённой повести Тургенева 1844 года). Важнее то, что в первой редакции именно Беляев был центральным персонажем, и лишь потом героини «вытеснили» его — если не на периферию сюжета, то во всяком случае на второе место.

Несмотря на то, что в «Месяце в деревне» развиваются сложные психологические конфликты, никаких внешних эффектов автор не применяет. Скупыми выразительными средствами он передаёт глубину человеческих переживаний, заботясь лишь о том, чтобы раскрыть душевный мир своих героев. Эта манера тургеневского письма впоследствии будет названа интимно-лирической. Также в пьесе сказался замечательный мастер одушевлённого пейзажа. Картины природы введены в ткань действия:

НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА. Откройте окно, Мишель. Как хорошо в саду! (…) Здравствуй, ветер! (Смеётся) Он словно ждал случая ворваться… Как он завладел всей комнатой… Теперь его не выгонишь…
РАКИТИН. Вы сами теперь мягки и тихи, как вечер после грозы.
НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА. Да разве была гроза?
РАКИТИН. Собиралась.

Так в первом действии символически экспозирует Тургенев всю пьесу. Этот же приём можно наблюдать и дальше. В четвёртом действии все основные столкновения действующих лиц происходят на закате. В пятом — утро, всё проясняется. Позднее аналогичным приёмом воспользуется А.Н. Островский в «Грозе». Что касается жанровых возможностей «Месяца в деревне», они являют собой целый диапазон — от лирики в драматическом аспекте (линия Натальи Петровны-Беляева-Верочки) до фарса (Елизавета Богдановна-Шпигельский). Однако любовная тема является смыслообразующей, она пронизывает весь текст, он пропитан ею изнутри. Любовь для автора — это великое чувство, способное изменить всё. Любовь выявляет в рафинированной эстетке Наталье Петровне такое, чего она сама не ожидала; и она же заставляет девочку Веру повзрослеть и превратиться в самостоятельного человека…

Иллюстрация к пьесе
Иллюстрация к пьесе

О своеобразии драматургии Тургенева

Весь «драматургический» период творчества писателя падает на 40-е годы 19 века, и представляет собой определённый парадокс в истории русского театра. Появление тургеневских пьес критика встретила скептически, если не сказать — враждебно. Современники-рецензенты писали, что автор не знает законов драмы, в его текстах нет конфликтов, отсутствует сшибка характеров… Тургенев и сам признавал, что понимает изъяны своих пьес, и никогда не стал бы обнародовать их, если бы не предполагал, что они могут быть интересны ДЛЯ ЧТЕНИЯ. С другой стороны, факт очевидный: пьесы Тургенева не сходят со сцены уже второе столетие, и множество звезд русской сцены обязаны им своей славой. Щепкин, Мартынов, Линская, Федотова, Самойловы; актёры МХАТа, выдающиеся советские мастера, да и современные артисты — часто добивались удачи именно в этой драматургии, без которой национальный репертуар был бы неполным.

Суждение о «несценичности» тургеневских драм во многом предопределило то, что в начале 50-х писатель вообще отказывается писать для театра. «Месяц в деревне» блистательно завершил его карьеру драматурга.

"Месяц в деревне", Московский  Художественный театр (1909)
"Месяц в деревне", Московский Художественный театр (1909)

Путь комедии к сцене

Петербургская цензура не пропустила «Студента» даже для печати. Не удалось провести его и через московскую под изменённым названием («Две женщины»). Только в начале 1855 года пьеса была напечатана в «Современнике» с серьёзными купюрами. Об этом рассказывает сам автор в предисловии к изданию своих пьес 1869 года: «Я поставил было себе в этой комедии сложную задачу, но тогдашняя цензура, принудив меня выкинуть мужа и превратив его жену во вдову, совершенно исказила мои намерения…»

Осенью 1850 года «Студента» играли лишь в столичных салонах. Только в 1872 году состоялась премьера «Месяца в деревне» на публичной сцене, в московском Малом театре, в бенефис Е.Н. Васильевой. Успеха эта постановка не имела. Сценическая история началась по-настоящему со спектакля Александринского театра в Петербурге в 1879 году, когда успех спектакля решило выступление в роли Верочки великой Марии Гавриловны Савиной...

Сцена из спектакля МНДТ
Сцена из спектакля МНДТ

Новый драматический театр предлагает провести вечер вместе с тургеневскими персонажами, насладиться "любовными кружевами" русского классика в режиссуре Вячеслава Васильевича Долгачёва. Ждём вас в уютном зале на улице Проходчиков!
Цена билетов от 600 до 1200 рублей

КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН

Читайте также о спектакле: Наталья Рассиева: "Воссоздать другого человека"