Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Миф о непобедимости викингов

Викинги. Суровые северные воины, безжалостные грабители, более двух веков (а на самом деле дольше) терзавшие всю Европу, от северного побережья Балтики до Гибралтара и даже Италии. Казалось, море, всегда служившее источником пропитания для прибрежных жителей и торговой дорогой, вдруг превратилось в какие-то адские врата, раз за разом исторгающие из себя страшные корабли с драконьими головами и прямоугольными парусами, несущие на борту не знающих пощады пиратов и завоевателей.

Вряд ли кто возьмется утверждать, что жуткая слава викингов - сплошное преувеличение. Конечно, их «подвиги» описывали чаще всего те, кто от них и пострадал, и, естественно, ничего хорошего эти несчастные монахи, чудом выжившие при разграблении родного монастыря, написать о кровожадных северных язычниках не могли. Бытует даже широко растиражированная легенда о том, что не где-нибудь, а в самом Риме была утверждена молитва «От ярости норманнов спаси нас, Господи» - A furore Normannorum libera nos, Domine. Однако, эта молитва — лишь один из огромного количества мифов, окружающих викингов и их пиратские и завоевательские походы. Такой молитвы не было, увы для романтиков. Самое близкое — это строфа из церковной антифонии, исполнявшейся предположительно в некоторых церквях Англии: Summa pia gratia nostra conservando corpora et cutodita, de gente fera Normannica nos libera, quae nostra vastat, Deus, regna. К сожалению, моих познаний в латыни недостаточно для точного перевода (если кто сможет осчастливить — буду благодарен), но текст явно отличается, и уж вряд ли был удостоен внимания самого Папы.

-2

Тем не менее влияние викингов на историю Европы переоценить сложно. Но можно оценить один очень популярный и соответствующий реальности миф, а именно — миф о непобедимости викингских отрядов и о непревзойденности викингов, как бойцов.

Однако если даже самым поверхностным образом пробежаться по перечню сражений, сведения о которых дошли до нас из разных источников, мы увидим, что ни о какой непобедимости не может быть и речи. Викинги регулярно «огребали», столкнувшись со сколь-нибудь организованным сопротивлением, и происходило это почти с самого начала и куда чаще, чем принято считать.

art by Sergey Zabelin
art by Sergey Zabelin

838 год, Битва при Хайстон Даун — войско англосаксов под предводительством короля Уэссекса Эгберта разбивает объединенное войско данов и бриттов.

851 год, Битва при Акли — уже другой Уэссекский король, Этельвульф, опять громит большой войско викингов (хроники упоминают 350 кораблей), заставляя их на некоторое время оставить Уэссекс в покое.

862 год, Битва при Баудсе — шотландское войско наносит поражение данам.

В 871 году королем Уэссекса становится Альфред (великий), правивший сначала совместно со своим братом Этельредом. За время своего правления Альфред нанес несколько ощутимых поражений викингам (хотя и сам был несколько раз забит), в итоге заставил их считаться с собой, наладил относительно эффективную охрану побережий (это было особенно важно, почему — скажу чуть ниже).

-4

Франки оказались не столь удачливы, но и им удавалось время от времени дать отпор скандинавским пиратам. К примеру, великая осада Парижа 885-886 годов, хоть и привела к выплате 700 фунтов отступных, но с военной точки зрения закончилась ничем — викинги так и не смогли взять город.

И это еще далеко не полный список поражений викингов, который заканчивается катастрофическим разгромом в битве при Стэмфорд-Бридж, которую принято считать окончательной точкой всей эпохи викингов в целом.

Согласитесь, все это как-то не согласуется с образом непобедимых берсеркеров. В чем же дело?

Ответ, в общем-то, лежит на поверхности. Самым ужасной чертой викингов была не их воинская доблесть и безразличие к человеческой жизни (и чужой и своей), хотя и они, конечно, играли свою роль. Непредсказуемость нападения — вот что пугало больше всего, и делало практически невозможной сколь-нибудь организованную оборону.

Задумайтесь на минуту — на дворе у нас конец первого тысячелетия. Локаторов нет. Радио нет. Скоростных транспортных средств передвижения нет. Призывных пунктов и централизованного снабжения нет. Как в таких условиях защищаться от противника, о прибытии которого ты узнаешь за пятнадцать минут до того, как на берег спрыгнут первые бородатые грабители с секирами в руках?

-5

Ответ простой — никак.

В каждой деревне гарнизон не поставишь. Отправлять в случае чего гонца — пока он доберется до местного владетеля, пока тот соберет своих людей и прибудет на место, можно будет как раз успеть прочитать отходную молитву над дымящимися руинами. Кроме того, те самые бородатые ребята тоже не дураки — если вдруг в селении, куда они наметились, обнаружатся серьезные силы, что им мешает погрузиться обратно на корабль и отправиться искать добычу в другом месте? Ищи в море ветра…

А вот когда викинги сходились армия на армию, их преимущество оказывалось уже далеко не таким подавляющим. Еще бы! Драться с таким же ощетинившимся копьями хирдом, каким на поле боя были исами даны и норвежцы — совсем не то, что грабить мирный монастырь, где самый воинственный человек — это местный мясник. Стоило какому-нибудь решительному вождю взяться за дело всерьез, и ему удавалось потеснить скандинавов, вынудить их на мир, пусть и с выплатой дани — как это сделал Альфред Великий. А добившись мира на суше, Альфред сумел ценой чудовищных трат и усилий обезопасить Англию и с моря, впервые наладив эффективное патрулирование берегов.

-6

Конечно, викинги по-прежнему представляли угрозу, но время их уже начинало клониться к закату — миф об их непобедимости был развеян. И тем удивительнее, что сейчас, сквозь толщу минувших времен, он вдруг снова начал набирать популярность.