Найти тему
Октагон.Медиа

Премьер меняет стиль работы Правительства

В материале использованы фото Александра Астафьева/POOL/ТАСС и Марины Лысцевой/ТАСС
В материале использованы фото Александра Астафьева/POOL/ТАСС и Марины Лысцевой/ТАСС

На 12 марта премьер-министр Михаил Мишустин назначил серию совещаний с тремя из пяти рабочих групп, сформированных в рамках координационного штаба (КШ) при Правительстве РФ. Речь идёт о группах «Новая высокотехнологичная экономика», «Новый общественный договор» и «Клиентоцентричное государство». Эти совещания можно рассматривать как начало перехода Правительства на новый стиль работы, суть которого состоит в снятии межведомственных барьеров, мешающих эффективной работе исполнительной власти.

КШ был создан в январе этого года для координации деятельности Правительства по реализации планов социально-экономического развития по двум направлениям: стратегические решения с горизонтом до 2030 года и большие межведомственные задачи, работа по которым должна завершиться в 2024 году.

Для повышения эффективности взаимодействия между министерствами при КШ созданы пять курируемых вице-премьерами групп: «Новая высокотехнологичная экономика» (Андрей Белоусов ), «Агрессивное развитие инфраструктуры» (Марат Хуснуллин ), «Новый общественный договор» (Татьяна Голикова ), «Клиентоцентричное государство» (Дмитрий Григоренко ), «Национальная инновационная система» (Дмитрий Чернышенко ). Руководители групп должны работать в связке с вице-премьерами, ответственными за смежные госпрограммы, что, как ожидается, позволит минимизировать межведомственные трения и обеспечит оперативную координацию при реализации нацпроектов.

Задача распространения этого подхода на более широкий круг вопросов, в решении которых задействованы не только федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), но и органы исполнительной власти субъектов федерации и отдельные организации, возложена на созданный 12 февраля этого года координационный центр (КЦ), которому присвоен статус постоянно действующего органа при Правительстве РФ.

-2

Стратегическое управление и общее руководство деятельностью КЦ осуществляет премьер-министр, а непосредственное руководство – назначаемый Правительством вице-премьер. Организационно-техническое обеспечение работы КЦ возложено на аналитический центр при Правительстве, а всесторонняя информационно-цифровая поддержка – на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Мишустин спроектировал трёхмерный «центр управления»

Созданием новых структур сегодня никого не удивишь, в последние годы они регулярно появлялись под те или иные задачи или проекты. На этот раз речь идёт о механизме, объединяющем в единое целое три типа принципиально разных задач, под каждую из которых сформировано соответствующее подразделение.

Ситуационная группа отвечает за оперативное выявление и разрешение «инцидентов» (штатных и нештатных ситуаций). В ходе работы она должна координировать действия ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ и отдельных организаций, а также (в случае необходимости) создавать временные подгруппы для разрешения конкретных инцидентов.

Стратегическая группа занимается выработкой предложений по стратегиям и механизмам реализации приоритетных задач Правительства в соответствии с национальными целями развития РФ. Фактически речь идёт о переводе целей развития на язык конкретных стратегий, задач и способов их решения. В группу входят несколько постоянно действующих подгрупп: стратегического анализа, моделирования и другие.

Проектная группа должна управлять реализацией приоритетных задач Правительства, оформленных в виде «выделенных проектов». Эта группа обеспечивает взаимодействие ФОИВ и органов исполнительной власти регионов. В неё входят постоянные подгруппы, ответственные за отчётность, развитие проектных методологий и компетенций, и временные команды по управлению конкретными проектами.

-3

Независимо от того, какими соображениями руководствовались люди, придумавшие эти три группы, в результате формируется трёхмерное пространство, осями координат которого являются общие стратегии, целевые проекты и конкретные ситуаций или инциденты.

Даже если сами эти оси выбраны не оптимально или для создания более адекватной картины их нужно дополнить ещё какими-то параметрами, имеющаяся трёхмерная модель позволяет видеть некоторые срезы объективной реальности и работать с развивающимися в ней тенденциями.

Другая важная особенность КЦ – требование сохранять и систематизировать опыт работы всех трёх групп, вырабатывать на его основе обязательные для всех, включая министерства и вице-премьеров, рекомендации и типовые решения. Это должно ограничить управленческий волюнтаризм, который часто приводит к негативному развитию форс-мажорных ситуаций, срыву реализации проектов и продвижению неработающих стратегий.

Когда описанная схема будет полностью реализована, можно будет говорить о создании модели превентивного реагирования на возможные экономические и социальные эксцессы, находящиеся в латентном состоянии.

КЦ задуман как цифровой офис премьера-технократа

Очевидно, что осилить такой объём работ невозможно без массированного и эффективного использования цифровых технологий. Отсюда – список обязанностей Министерства цифрового развития в постановлении Правительства и упоминания о круглосуточной работе в режиме реального времени, базах данных и цифровых межведомственных коммуникациях в приложении, описывающем регламенты работы групп, входящих в КЦ.

Не может не радовать тот факт, что в девятистраничном документе Правительства ни разу не упоминается словосочетание «искусственный интеллект» (ИИ). Это свидетельствует о квалификации разработчиков КЦ, о том, что они понимают, как работают алгоритмы, и не считают, как некоторые адепты цифровых технологий, что выдаваемые компьютером результаты являются итогом «размышлений» неведомым образом самообучающегося ИИ.

Судя по всему, премьер Мишустин и члены его команды прекрасно понимают, что создание на базе КЦ межведомственной экспертно-аналитической цифровой платформы потребует огромной работы – от согласования интерфейсов уже существующих ведомственных баз данных до разработки алгоритмов аналитических инструментов и консолидации их в единую систему.

-4

Только после решения всех этих задач можно будет говорить об использовании цифровых технологий при выработке предложений по стратегическим целям, разработке механизмов реализации проектов, автоматизированном контроле за исполнением решений и блокировании развития форс-мажорных ситуаций.

Подобная система цифровой поддержки управления нужна просто потому, что действующая сейчас схема межведомственных коммуникаций безнадёжно отстаёт от скорости распространения информации в интернете и выработки ответных реакций в обществе. Это зачастую приводит к тому, что полстраны уже обсуждают экологическую катастрофу в Норильске, а профильные чиновники ничего о ней не знают.

С другой стороны, для эффективного функционирования системы необходимо, как следует из математически обоснованного полвека назад принципа Уильяма Эшби , чтобы функционал её управляющего ядра (в данном случае – Правительства) опережал в своём развитии функционал управляемой подсистемы (экономики и общества).

Пока относительное равновесие удаётся поддерживать за счёт мобилизации человеческих ресурсов (мониторинг, аналитические центры), но хроническое запаздывание с принятием решений наблюдается во всём мире. Исключением являются ситуации, когда управляющее ядро (власть), манипулируя управляемой подсистемой (социумом), полностью контролирует и направляет её действия.

Отсюда – запрос на цифровую систему, которая в режиме реального времени правдиво отображает происходящее, фиксирует тенденции и предлагает адекватные решения.

Проект Мишустина – это не реанимация Госплана

В последнее время у нас всё чаще говорят, что пора переходить от зацикленной на получение прибыли капиталистической экономики к системе народного хозяйства, ориентированной на воспроизводство и развитие общества и его производственной базы.

На этом фоне новость о создании КЦ спровоцировала разговоры о «реанимации Госплана» и адресованные Мишустину упрёки в том, что он не берёт на вооружение используемую Китаем теорию ММТ (Modern Monetary Theory), в основе которой лежит управление инфляцией с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики, а не денежно-кредитного регулирования Центробанка.

Во всех странах мира рады любому поводу, чтобы поругать правительство. Но в данном случае критика бьёт мимо цели, поскольку действия Мишустина лежат совсем в другой плоскости. Используемый им цифровой аппарат предназначен не для управления финансами, а для оперативной работы с информацией, отражающей «реализм действительной жизни».

А работа с реальностью, такой, как она есть, на которую нацелен проект КЦ, не имеет никакого отношения к Госплану, который, наоборот, пытался нормировать реальную жизнь, что регулярно приводило к дефициту нужного и перепроизводству того, что было нужно вчера. Это могло касаться избыточного количества дипломированных химиков или дефицита мясорубок, вопрос о ликвидации которого, если верить ходившим по Москве слухам, обсуждался на заседании политбюро ЦК КПСС.

По плану – Госплан

22 февраля – столетний юбилей Государственного планового комитета (Госплан), образованного декретом Совнаркома для формирования планов социально-экономического развития, которые поначалу назывались контрольными цифрами. 100-летняя годовщина Госплана приобретает не только символическое значение, но и практическое звучание.

Что касается вопросов монетарной политики, Мишустин никогда публично не заявлял о своей приверженности той или иной теории. Но даже если бы кто-то захотел применить в России опыт Китая, при действующей системе это было бы невозможно. Схема ММТ подразумевает управление монетарными процессами через Казначейство, а в России эти вопросы находятся в компетенции Центробанка.

Мишустин пока не претендует на роль реформатора финансовой сферы. Он решает совсем другую задачу – выстраивает эффективное управление существующей системой на основании адекватной информации о её состоянии и процессах, которые в ней происходят. В этом состоит его ноу-хау. Но в силу объективных причин проект КЦ может дать старт процессу перехода к технологическому укладу постиндустриального общества, в котором не будет места монетаристской модели.

Инициатива Мишустина столкнётся с жёстким сопротивлением

Назначение руководителем КЦ вице-премьера Чернышенко экспертное сообщество комментирует достаточно неоднозначно. Его называют технократом и человеком Мишустина, что выглядит правдоподобно. Чернышенко одновременно с премьером учился в Московском станкоинструментальном институте, но внятной информации о том, что они были знакомы, нет. Потом он два года работал программистом, затем руководил несколькими медийными и спортивными проектами, самым значимым из которых было успешное проведение Олимпийских игр в Сочи.

-5

Считается, что Чернышенко не принадлежит ни к одной из властных группировок. При этом в экспертных кругах говорят о его контактах с заместителями руководителя Администрации президента (АП) Алексеем Громовым и Дмитрием Козаком , начальником управления президента по внутренней политике Андреем Яриным и братьями Ротенбергами , и что благодаря этим отношениям его назначение «уравновешивает влияние клана Ковальчуков », связанных с другими руководителями АП, а также «расширяет возможности Мишустина в плане выстраивания собственной политической субъектности».

При этом все понимают, что с началом работы КЦ Мишустин будет владеть оперативной информацией о процессах, происходящих в отраслях экономики, и о том, что происходит в ходе реализации национальных проектов. На первом этапе эта информация будет неполной, но это не помешает ему принимать основанные на ней решения, обязательные для всех ФОИВ, включая вице-премьеров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, что резко снизит влияние околовластных группировок.

Фактически это будет означать слом привычной системы, в которой на выработку, принятие и реализацию решений существенно влияли лоббисты из министерств и вице-премьеры, коррумпированные чиновники и крупный бизнес.

На смену всем этим изыскам придёт жёсткий административный контроль, противопоставить которому можно только интриги и саботаж, вполне способный приобрести системный характер.

Для правительственных лоббистов, чиновников-коррупционеров и привыкшего «покупать» нужные решения бизнеса КЦ с его цифровыми инструментами – большая проблема, а Мишустин – злейший враг. Проблему отстранённая от кормушки публика попытается решить, коррумпируя руководство и сотрудников КЦ, а врага-премьера будут выдавливать из власти, используя компромат, личные связи и системный саботаж, – так же, как в 1999 году олигархи и системные либералы добивались и в конце концов добились отставки правительства Евгения Примакова .

Повторить этот сценарий сегодня вряд ли удастся. Но неудачные решения, в первую очередь пенсионная реформа, и кризисные явления последнего года провоцируют напряжение внутри страны. Поэтому от Правительства Мишустина ждут, что оно с помощью инструментов КЦ или каким-то другим способом сумеет навести хотя бы относительный порядок в экономике и ценообразовании и сможет наполнить бюджет и защитить интересы граждан России.

Именно стремлением быстрее запустить механизм КЦ объясняется, судя по всему, небольшой (полтора месяца) срок, данный ФОИВ и органам исполнительной власти регионов на подготовку (включая принятие соответствующих нормативных актов) к работе в контакте с КЦ. В постановлении Правительства сказано, что всё должно быть сделано не позднее 31 марта 2021 года. После этого начнётся самое интересное.

Вера Зелендинова

Читайте нас:

Сайт: https://octagon.media

Youtube: https://www.youtube.com/c/Octagon_media

Facebook: https://www.facebook.com/Octagomedia/

Telegram: https://t.me/octagonmedia

ВКонтакте: https://vk.com/Octagon_media

Instagram: https://www.instagram.com/octagon_media_