Как известно, для комфортной жизни семьи и гармоничного психологического развития ребенка, необходимо чтобы именно младшие следовали за старшими, принимали устоявшийся уклад взрослых и соблюдали правила дома. От того насколько они четко сформулированы и понятны малышу зависит качества их выполнения.
Для упорядочивания внешнего хаоса и равновесия нервной системы, детям необходимы правила и границы. В окружении малыша слишком много неизвестного и пугающего, и что-то предсказуемое и постоянное — оазис для сознания ребенка. От того насколько грамотно родители преподносят сам факт правил, как их интерпретируют и реагируют на нарушение, накладывает отпечаток на будущей жизни малыша, его отношение к границам и чужим порядкам.
Важно, что бы требования всех взрослых семьи были одинаковыми, поскольку противоречия между мамой и папой заведомо делает выполнение правила невозможным, а подстраиваться под каждого члена семьи тоддлеру не под силу.
Ставя перед ребенком задачу, нужно четко понимать, смогут ли родители быть примером подражания или нужно искоренить нежелательное поведение у самих себя. Малышу сложно что-то не делать, когда мама или папа пренебрегают данным правилом, более того возможен внутренний конфликт и формирование психологических блоков.
Каждый взрослый понимает, что для принятия любого нововведения любому человеку необходимо время, а детям это время нужно вдвое больше.
На начальном этапе исполнение правил нерегулярное, у детей встречаются разные степени сопротивления. Ребенку по природе своей необходимы границы, но попытки их нарушить является нормой, проявление гибкости в достижении желаемого важное испытание для полноценного развития личности. Тем не менее под твердостью родительского решения, любое правило выполняется и дает чувство безопасности малышу. Для закрепления положительного поведения, необходимо отмечать даже маленькие успехи в выполнении правил.
При установке правила, нужно понимать, способен ли ребенок его выполнить в возрасте двух – трех лет, не слишком ли он мал для контроля над своими эмоциями и естественными порывами к исследованию мира. Запреты не должны тормозить активность детей, это может плохо сказаться на их развитии в целом.
Лучший способ избежать нарушения правила – не провоцировать ребенка на запретное действие. Чем меньше соблазна, тем больше шансов на послушание.
Каким бы ни был смышленым тоддлер, его сознание сильно отличается от сознания взрослого человека и под одним и тем же словом мама и сын могут понимать совершенно разные вещи. Правило необходимо формулировать как можно проще и конкретнее, убедившись, что ребёнок верно понимает значение всех слов, оно не носит абстрактный характер и физически реально в выполнении.
Считается, что для того чтобы запреты выполнялись, их общее число должно быть не более чем возраст ребенка умноженный на два. Табу, связанные с безопасностью и безоговорочным запретом в их число не входит. Если в доме слишком много правил и постоянно звучит слово «нет», нарушения будут систематическими. У детей в возрасте двух – трех лет отсутствует иерархия запретов, и человеку нет разницы между нарушением мелкого правила и или жизненно важного требования. Правило не драться с другими людьми и не ковырять в носу может восприниматься совершенно одинаково и так же одинаково нарушаться.
Необходимо регулярно проводить ревизию своих правил и запретов. Маме полезно понимать, так ли тот или иной запрет важен и можно ли его снять или сгладить. Не лишним будет осмотреть дом незамыленным взглядом для устранения очевидных причин нарушений, убрать с видных мест провоцирующие предметы.
Очень важно чтобы запрет был постоянным, а не от случая к случаю и при его нарушении нежелательные действия ребенка должны пресекаться сразу. Говорить о поведении малыша нужно дружелюбно и только утвердительно, избегая вопросов, на которые мама ответов не ждет.
При попытке нарушения правила, проницательный родитель видит какие потребности ребенка стоят за этим действием и предлагает малышу альтернативные варианты. Так если мячиком играть в доме нельзя, то во дворе вполне возможно.
Вводя любой запрет, родители должны отдавать себе отчет в его цели. Все действия мамы и папы, даже идущие из большой любви к ребенку, принесут ему пользу только при гибком разуме взрослых.