Лаамб – самый популярный и любимый вид спорта у народов республики Сенегал. Возраст борьбы исчисляется столетиями, как и ритуалов, которые связаны с проведением состязаний. Лаамб означает борьба на языке народа Волоф, который в Сенегале самый многочисленный.
Сколько помнят себя народы Сенегала, столько они знают и борьбу в своих традициях. Это неотъемлемая часть культуры обитателей этих земель. В каждом селе и городе есть свои площадки для состязаний борцов, а в больших городах для этого используют стадионы.
Для начала следует сказать, что Лаамб имеет две формы проведения соревнования: чистую борьбу и борьбу где разрешены удары. Удары наносятся чаще ладошкой, реже кулаком, но без всяких перчаток. Ранее, вполне допустимым было использовать ногти, а также встречаются упоминания, что некоторые борцы откусывали и уши, из которых делали себе ожерелье.
У каждого борца есть свой колдун – марабут, что значит святой человек. Но между борцом и колдуном есть посредник – Тимукэй. Чаще всего это приближенный человек, близкий родственник или брат борца. Марабуты изготавливают амулеты и талисманы для борца, которые отгоняют злых духов и сглазы, обязательно делают святую воду, которая называется Сарафас и состоит из воды, молока Газели, шерсти льва и корней секретных и священных деревьев. Этой водой атлет поливает себя, в некоторых случаях пьет. Перед состязаниями борцы принимают ванны, что бы оздоровиться и смыть наговоры и заклятья соперников. Какое-то время бойцы проводят в медитации. В некоторых случаях приносят в жертву коз или кур. Ритуалы и обряды имеют не меньшее значение, чем тренировки и спортивная подготовка.
На традиционных соревнованиях перед схваткой борцы проводят ритуальный танец или становятся в героические позы и произносят заученные наизусть поэмы, называемые Бокэ, тем самым восхваляя себя и превознося свои качества как победителя. Кроме борьбы,
Бокэ читается, например и в местной политике, это вид хвастовства облеченного в литературно-театральную форму.
Борцы выходят в набедренных повязках или шортах, кроме этого они украшены различными талисманами и амулетами, которые крепятся на туловище, ноги и руки.
Сама схватка делится на две части: сначала борцы на дистанции обмениваются ударами, если они разрешены регламентом, или просто передвигаются и подтанцовывают, подыскивая удобный захват. Позже уже в захвате начинается сама борьба. Длится поединок до тех пор, пока один из борцов не будет опрокинут на землю. Поражение засчитывается при касании земли спиной, двумя руками или ногами выше колен.
По технике лаамб, очень приближена к вольной борьбе, столь же многообразная техника и широчайший диапазон приемов.
Все атлеты сражаются в одной весовой категории, они очень мощные и крупные.
Победитель турнира может выиграть крупный рогатый скот, зерно или другие товары, а также денежные призы. Традиционно молодые люди участвуют в соревнованиях, чтобы привлечь внимание девушек и доказать свою мужественность. Турниры проводятся как на местном уровне, так и на республиканском. Соревнования собирают множество болельщиков, часто ставятся ставки, на которых зарабатывают сами борцы. Турниры транслируются по телевизору и собирают у экранов целые семьи.
Тысячи подростков стремятся стать победителями турниров и для этого усердно тренируются и участвуют в нелегальных состязаниях, которые проводятся ночью. Борцы много качаются и набирают массу, вес некоторых доходит до 145 кг.
Победитель самых крупных соревнований получает звание «Короля Арены», другие известные борцы наделяются сценическими именами, громкими и яркими.
Самые крупные турниры проводятся под патронажем серьезных коммерсантов. Денежный приз победителя в таком турнире может составлять 150 000 евро, с учетом того, что средний ежемесячный заработок в стране равняется 35-ти евро.
Во время французской колонизации Сенегала, жители старались тайно проводить бои, чтобы чужаки как можно меньше знали о них. Как бы то ни было, но именно француз стал организатором первых официальных соревнований по сенегальской борьбе, которые состоялись в 1920 году в его кинотеатре «El Malik» в Дакаре. Борцы получали свой процент от проданных билетов.
Один из сильнейших борцов - атлет Йекини (настоящее имя Йахия Диоп). Список его побед велик. он одержал победу в более чем 60-ти крупных турнирах, а также 3 раза подряд становился чемпионом Африки в тяжелом весе по Греко-римской борьбе .
Национальная борьба Лаамб подтверждает важность этого вида спорта в традициях и спортивном воспитании, а также демонстрирует красоту единоборства в контексте национальных обычаев.
Вадим Тоз