Не раз бывало такое, что уборщица, сама того не ведая, совершала вандализм, уничтожая произведение искусства, хотя она думала, что просто делает уборку. Наиболее яркий подобный случай произошел в 2015 году на выставке современного искусства в Больцано (Италия). Среди прочих экспонатов там была инсталляция миланских художников Голдшмида и Кьяри "Где мы будем танцевать сегодня вечером?". Полюбоваться на нее можно на фото.
Перелистнув фотографию, посмотрите, что осталось в помещении после вмешательства уборщицы. Чистота и порядок и никакого вам шедевра современного искусства! То, что не искушенная в языке современных арт-практик женщина приняла инсталляцию за безобразные последствия бурной вечеринки, не удивительно. Ведь для этого направления искусства характерно использование обычных предметов, манипулируя которыми они и создают художественный образ.
Развитие подобного направления берет старт в начале ХХ века, а причиной стало желание некоторых художников уйти от языка традиционного искусства, жажда эксперимента, поиск новых форм самовыражения, желание стереть границы между произведением и зрителем.
Так возникла идея использовать обычные, утилитарные предметы не в утилитарных, а в чисто художественных целях. Проще говоря - если вы спите на подушке - это прямое утилитарное использование данного предмета. Если вы эту же подушку кладете на табуретку и выставляете на всеобщее обозрение, назвав, скажем "Философия сна" - это инсталляция. А если предполагается, что зритель должен посидеть на подушке и потом рассматривать оставленные на ней следы - это будет уже, пардон, перфоманс.
Но если серьезно, то инсталляция предполагает создание трехмерных объектов, но не имеющих отношения к скульптуре, поскольку художник не создает их из какого-то материала. Он просто использует уже готовые предметы. Правда, бывает, что предметы создаются, как в инсталляции Цай Гоцэна. Он сделал волков из металлических каркасов, наполненных сеном и одетых в окрашенные овчины.
А вот на этом фото - инсталляция, для которой использовали 500 дорожных конусов. Интересная, кстати, получилась композиция, особенно в подсветке (перелистните фото). Как художественная форма, инсталляция использует не только какие-то вещи, но и свет, звук, фотографии, видео, то есть синтезирует в себе фактически все проявления образности. Для создания интересной инсталляции нужно иметь творческую фантазию, художественный вкус, умение выразить через разные предметы некий замысел. Тут нужна определенная смелость мысли.
Но обладать традиционным мастерством, какое требуется от художника, не обязательно. Я имею в виду, уметь рисовать, например.
Но не надо думать, что любой человек может придумать интересную инсталляцию. Как и всякое творчество, оно не делается с бухты-барахты, нужен замысел, должна быть художественная идея и ее оригинальное воплощение. То есть, чтобы создать инсталляцию, которая будет воспринята как художественное произведение, надо быть художником. Но роль зрителя тут очень большая. Зачастую он сам становится частью инсталляции.
Впервые понятие «инсталляция» применительно к искусству появилось в "Oxford English Dictionary " в 1969 году, там она названа «большим арт-объектом, который создаётся для показов». Поначалу инсталляции относили к скульптуре, но в 90-е годы такой подход перестал быть актуальным. Инсталляция - это не скульптура. Это уже самостоятельная форма визуального искусства. Ее особенностью является заложенная в ней недолговечность, и, если не фиксировать произведение на фото и видео, вскоре оно исчезает навсегда. И это хорошо.))
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
Из блога мужа:
Мост, по которому ходили короли, и обязательно пройдетесь вы, будучи в Париже: Пон-Нёф