Подруга подарила мне на День рождения новую книгу Джоан Роулинг, автора “Гарри Поттера”. Называется “Икабог”. Писательница придумала эту сказку 12 лет назад, но дописала только когда началась пандемия (чтобы порадовать детей, сидящих в заточении на самоизоляции).
История получилась довольно-таки неплохой. Сказочная страна счастья и изобилия всего за несколько лет превращается в государство коррупции и нищеты. Спасти страну могут только подросшие дети.
И при чём здесь Икабог? - спросите вы. А при том, что это такая загадка. Автор отлично держит интригу до самого конца, поэтому читается “Икабог” Роулинг на одном дыхании.
Если вы ещё не читали эту книгу, то и мою статью лучше не смотрите. Здесь много спойлеров. Для тех же, кто уже познакомился с этим замечательным произведением мои критические замечания покажутся особенно интересными!
1. Почему умерла золотошвейка?
Весь сюжет закручивается на довольно незначительном событии: умерла главная золотошвейка короля. Почему? Потому что король такой тиран, что нагрузил её работой и не позволял передать работу кому-то другому, хотя она жаловалась на плохое самочувствие.
Ах, какой плохой король! Но. Почему золотошвейка не могла прямо и однозначно сказать, что работать больше не может? Не было и речи о том, что её могли бы как-то наказать за это. Ну, не заплатить жалованье, уволить с работы... обидеться, конечно, могли. Но разве её семья страдает от нищеты? Разве ей нужно из последних сил прокормить девятерых детей? У нее одна дочь лет 7, муж - королевский столяр (тоже уважаемый квалифицированный работник с хорошей зарплатой). Зачем же надо было так убиваться? И почему все перекинули ответственность на короля?
Быть может, сама золотошвейка была излишне тщеславна, или глупа, или раболепна?
2. Почему все смирились с откровенным переворотом Слюньмора?
Точное политическое устройство в Корникопии Дж. Роулинг в книге не описала. Всё дано набросками - как само собой разумеющееся. Из крупиц информации складывается, что в этой сказочной стране царит что-то типа конституционной монархии: во главе стоит король, у него есть главнокомандующий, главный советник и совет министров. Слюньмор изначально вообще не занимал никакой должности, он просто был лучшим другом короля. И как же ему удалось так легко сделать переворот?
Вот он стоит на площади перед солдатами. Его поддерживает ничего не значащий друг Фляпун и только что назначенный главнокомандующий. Где-то во дворце сидят король, главный советник, целый штат министров и просто знатных людей, но солдаты внемлют откровенной лжи какого-то Слюньмора и подчиняются ему. И ведь он откровенно говорит: "Кто меня сейчас поддержит- будет награждён. Кто пойдёт против - будет казнён". Только 3 человека не согласились с ним.
А почему же остальные молчали? Неужели войско короля чуть ли ни полностью состоит из недальновидных трусов? Или же они все такие корыстолюбивые? Этот эпизод как будто вскрывает всю соль Корникопии: начиная от раболепной золотошвейки, скрытых корыстолюбивых богачей, трусливых солдат, тщеславного короля и заканчивая несмелым, но озлобленным Икабогом - все в этой “стране счастья” люди, откровенно, не самой лучшей породы. И логично, что спасти страну сможет уже только новое поколение, т.е. нынешние дети.
3. Почему последний Икабог не ел людей?
На протяжении многих сотен лет икабоги боялись людей, винили их во всех своих бедах и копили на них злость. Но вот остался один единственный экземпляр и он до сих пор не ест людей.
Т.е. ни один из икабогов до сих пор не попробовал что-то изменить. То ли они все такие трусливые, то ли благородные, то ли брезгливые. Да и вообще... как заставить травоядное существо съесть мясо?
Но в то же время первый икабёнок появился на свет и сразу же бросился на выстрелившего в него человека. Значит, всё-таки могут.
Чего же они так долго ждали? И что за странная история, что маленькие икабоги умирают от тоски и безнадёги? Почему такие древние существа, столько всего знающие, во-первых, так и не научились радоваться, не нашли выход для своего племени, во-вторых, не изобрели свою цивилизацию?
4. Почему в Смурланде все жили бедно, хотя никакой Икабог овец не похищал, и почему они оттуда не уехали?
Корникопия - счастливая страна, во всех городах процветает производство: сыры, мясо, вино, кондитерские изделия. И только в Смурланде всё плохо. Там неплодородные болотистые почвы, неблагоприятный климат, ничего не растёт и, к тому же, все боятся икабога. У смурландцев есть оправдание: икабог овец крадёт. Однако в конце выясняется, что икабоги не воруют ни овец, ни собак, ни людей, они питаются одними грибами и вообще боятся людей.
Что ж это получается? Не на кого скинуть ответственность за свою несостоятельность и нерадивость. Если у них плохая почва, значит, надо заниматься ремёслами или собирательством (тех же грибов или ягод), или лесорубством (у них же много деревьев). Ну в крайнем случае, если уж совсем ничего не идёт - бросить всё и уйти в более хорошие города. Тогда Смурланд просто должен вымереть как непригодная для житья местность. Но нет! Смурландцы сидят там. Страдают, боятся, мучаются и ничего не меняют. По-моему, это как-то неправдоподобно.
5. Почему новорожденный хороший Икабог не стал членом нового правительства?
Икабог - это не животное. Это разумное верховное существо, предок человека. Так как знания у икабогов передаются от родителя к ребёнку так, как будто это мозг взрослой особи пересадили в обновлённое тело, то получается, что любой икабог знает всю историю человечества. Как появилась сначала их раса, как из неё выродился плохой человек, как появились короли Корникопии и т.д. Так почему же его воспринимают как животное, содержат в зоопарке, когда он должен править страной наравне с другими людьми? Я думаю, он бы мог бы стать вполне себе мудрым правителем, или хотя бы выступать от партии “зелёных”, защищая права икабогов и оберегая природу.
Кажется, на все эти вопросы напрашивается только один ответ. Да, жители Корникопии далеки от идеала. По большей своей части они либо глуповаты, трусоваты и раболепны, либо тщеславны, корыстолюбивы и злы. Это, кстати, относится и к королю, и к Икабогу. И если вначале создаётся ощущение полной идиллии (все любят своего короля, он хоть и тщеславен, но уважительно относится к народу, страна экономически хорошо развивается), то в конце вскрывается её полная незащищённость. Причём не с внешней стороны, а изнутри. Корникопию не захватили грозные варвары, она сломалась от внутренних предателей и от неправильности самой системы.
К счастью, не всё потеряно. Есть небольшая группа правильных людей. Это те, кто восстал против неправильного режима. Кроме того, есть дети, от выбора которых во многом зависит будущее всей страны.
И в момент, когда у Икабога свершается грожение (рождение новых Икабогов, которые обладают всеми знаниями родителя) происходит и символическое грожение Корникопии. Все эти несчастья должны были произойти с этой страной, чтобы она смогла переродиться и стать лучше.
Вы уже прочитали "Икабог" Дж. К. Роулинг? Как вам?
Автор статьи: Слесарева Дарья.