У американского политолога Гарольда Лассуэла есть интересная статья, которая называется "Язык власти". Здесь я изложу ее основные положения максимально кратко и понятно. Думаю, это может пригодиться как студентам, так и любому человеку, интересующемуся проблемами общества, коммуникации и политики.
Статья Лассуэла написана в 70-е годы прошлого века, но абсолютно актуальна и в наше время.
Начиная рассмотрение языка власти, Лассуэл погружается в глубину веков и говорит об античных временах, когда философы уже изучали это явление. Для греков язык был как инструментом истины, так и средством образного выражения и орудием убеждения. Именно в последнем смысле он был тесно связан с политикой. Древние греки активно развивали ораторское искусство, а умение полемизировать и убеждать легло в основу многих философских учений, не говоря о том, что возносило некоторых ораторов на вершину власти.
В Древнем Риме эта традиция была продолжена, и до нас дошли классические труды Цицерона, Плиния и других философов и политиков о риторике.
В средние века язык власти, помимо своего прямого выражения, мог существовать и в виде проповедей. Это было не массовое явление, но довольно частое, когда проповедник обращался к актуальным событиям и настраивал своих слушателей на ту или иную волну в отношении политических вопросов.
С другой стороны, говорит Лассуэлл, как раз отточенность речи, ораторское искусство говорящего вызывали у людей отторжение, ассоциируясь с неискренностью. И, наоборот, сбивчивая, немного путаная и взволнованная речь безыскусного оратора вызывала больше доверия, воспринимаясь как искренняя. В этом смысле она оказывала более сильное влияние на людей, и значит, имела над ними большую власть, чем гладкая речь профессионала. Значит, язык власти должен быть не только убедительным, но и воздействовать на эмоции. Холодная логика не катит.
Еще один аспект языка власти - ее связь с магией. Политическая власть изначально связывалась с понятием священного, отсюда вера людей в то, что властитель обладает каким-то тайным знанием. Поэтому люди так ждут в сложной ситуации обращения со стороны руководителя, вождя. Они верят, что он все объяснит, всех успокоит и даст надежду. В каждом его слове видят множество смыслов и намеков. Порой подобная речь воспринимается как заклинание.
Язык власти - это язык решений, пишет Лассуэлл.
"Это боевой клич, вердикт и приговор, закон, постановление и норма, должностная присяга, спорные вопросы, комментарии и прения".
Любой политический миф имеет свой ключевой символ, который выражается в словах. Например, в современном западном обществе это такие слова, как «свобода», «демократия», «права», «равенство». Рядом с ними стоят и соответствующие слоганы. Например, «свобода слова», «суд присяжных», «права человека» и т.д.
Как пишет Лассуэлл, в любом случае миф, порожденный общностью людей, имеет непременный компонент, а именно оправдание власти. Это выражается в слове «идеология». Притом в обществе всегда есть группы, неприемлющие господствующую идеологию и риторику властей.
"Слова и власть тесно связаны между собой, поскольку показатели власти во многом носят вербальный характер (приказание — выполнение приказа, предложение — одобрение, и так далее). Слова также имеют большое значение в переходные для власти периоды — во времена революционных волнений и конституционных инноваций".
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
Из блога мужа:
Мост, по которому ходили короли, и обязательно пройдетесь вы, будучи в Париже: Пон-Нёф