Найти в Дзене
машина

Самые жесткие краш-тесты в СССР: 1971 год, «буханка» УАЗ-452А

Друзья, вероятнее всего, мы заведем на канале отдельную рубрику, которая будет называться «Самые жесткие краш-тесты в СССР»: просто есть сразу несколько примеров проведения испытаний на пассивную безопасность, которые хотелось бы осветить в рамках этой темы. А начнем с испытания, которое состоялось на автополигоне НАМИ 6 марта 1971 года. В этот день в бетонный куб была отправлена «санитарка» УАЗ-452А.

Объект испытаний – серийный УАЗ-452А 1969 года выпуска, разгоняющий автомобиль – «Волга» ГАЗ-21Р (в ней же размещалась вся прецизионная аппаратура, фиксирующая воздействующие на «уазик» перегрузки)
Объект испытаний – серийный УАЗ-452А 1969 года выпуска, разгоняющий автомобиль – «Волга» ГАЗ-21Р (в ней же размещалась вся прецизионная аппаратура, фиксирующая воздействующие на «уазик» перегрузки)

Вообще с этой «буханкой» на полигоне проводили целый комплекс исследовательских работ по оценке пассивной безопасности. На первом этапе с ее помощью проверяли на практике эффективность ремней безопасности различного типа (поясного, диагонального и трехточечного диагонально-поясного, фирмы Britax ). Для этого сиденья в кабине были дополнительно прикреплены к полу специальными скобами, а возле пассажирского кресла были приварены три усилительные пластины с резьбовыми отверстиями для ремней безопасности. В качестве «тест-пилота» (точнее, «тест-пассажира») использовался антропометрический манекен ростом 174 см и весом 74 кг. Если кому-то интересно, сделан он был фирмой Sierra Engineering. Предварительно привязав сзади длинным тросом к неподвижному грузовику, «буханку» разгоняли до определенной скорости (она варьировалась от 10 до 25 км/ч). Когда трос полностью выбирался, УАЗ резко останавливался: тем самым имитировалось столкновение с неподвижным препятствием. Манекен в этой серии экспериментов последовательно пристегивали каждым из трех ремней, а также пробовали не пристегивать вовсе. В результате были получены наглядные данные, что реальную защиту способен обеспечить только трехточечный ремень. Будучи пристегнутым поясным ремнем, манекен бился головой об стекло и панель приборов, а диагональный ремень не спасал от «подныривания» туловища под лямку, после чего колени манекена врезались в панель приборов. А непристегнутый манекен «собирал» все возможные травмы разом.

Манекен на пассажирском месте в «буханке», пристегнутый диагональным ремнем безопасности
Манекен на пассажирском месте в «буханке», пристегнутый диагональным ремнем безопасности

А вот на втором этапе исследований УАЗ-452А отправили в куб. Манекен (по-видимому, уже советский) на пассажирском месте пристегнули диагональным ремнем безопасности. Вес автомобиля с манекеном и полным набором измерительной и киносъемочной аппаратуры составил 1930 кг. Что оценивалось в этом эксперименте? Величины деформации кузова и перемещения рулевой колонки, значения максимальных перегрузок, воздействию которых подвергался манекен, прочность крепления сидений и ремня безопасности, качество работы дверных замков. Что получилось в итоге? Смотрите фото!

-3

Бабах! Согласно методике испытаний, машину необходимо было разогнать до 50 км/ч. Фактическая скорость удара в момент столкновения оказалась равной 48,9 км/ч. На фото вверху видно, что рама уже остановилась, а вот кузов еще продолжает поступательное движение вперед, срывая точки крепления к раме. Скоростная фотокамера смогла зафиксировать брызги ветрового стекла, фонтаном разлетающегося на мелкие осколки.

-4

А тут уже всё кончено. Картина, надо сказать, страшная даже снаружи. По взаимному положению заднего колеса и арки видно, насколько кузов продвинулся по раме вперед. А положение передней панели относительно козырька крыши позволяет оценить величину деформации кузова.

-5

Собственно, эта самая картина деформаций даже не оставляет сомнений, что благополучный исход для экипажа тут просто невозможен в принципе.

-6

Характер деформации дверей показывает, что они долго оставались закрытыми на замки, но от первоначальных контуров дверных проемов остались одни воспоминания. Вот так стало выглядеть место водителя:

-7

Места для ног не осталось нисколько, труба рулевой колонки уперлась в подушку сиденья. А заметно ли вам, что само рулевое колесо к тому же немного перекосилось относительно колонки? Следующее фото наглядно объяснит причину перекоса:

-8

Да ведь край обода рулевого колеса воткнулся прямо в подушку сиденья, впечатав ее затем в перегородку кабины. А теперь представьте, что если бы там находился в этот момент водитель… Вот так, наверное, будет еще нагляднее:

-9

Хорошо, что манекена не стали сажать за руль! Кстати, а как он там на пассажирском месте? Ему и там пришлось несладко:

-10

Даже с этого ракурса по положению манекена (лежа животом на панели приборов и упершись головой в крышу) становится понятным, что «живых тут нет». А если посмотреть через дверь, картина будет еще более ужасающая:

-11

Ноги манекена почти оторваны от туловища и раздавлены в районе коленей. А лямка диагонального ремня проходит прямо по шее – очевидно, теперь уже сломанной. Ну и еще пара кадров для осознания масштабов бедствия:

-12

Под машиной валяется оторванная и расколотая коробка передач.

-13

А сзади у «буханки» отвалился весь задний свес рамы вместе с запасным колесом. Какие выводы были сделаны из испытания? Не хочется ерничать по этому поводу, но вот прямо-таки напрашивается фраза: «Все оказалось так плохо, что ремни решили не ставить вовсе – все равно не помогут». И ведь действительно, даже до появления хотя бы просто точек крепления ремней безопасности в кабине пройдут еще годы! А уж прикручивать к ним ремни на конвейере еще не будут даже в 1990-е…

Читайте также другие статьи на эту тему:
Краш-тест Vauxhall Victor (1974 г.)
Краш-тест "Москвича-408" с дистанционным управлением
Авария ЗИЛ-130 на испытаниях в 1971 году

Ну и немного позитива: статья про первый тест-драйв обновленного УАЗа Профи с двухскатной ошиновкой