Найти тему
Украинский русский

Рекорд по памятникам Кобзарю

В день рождения Тарасу Шевченко подарили рекорд. От украинского министерства иностранных дел. Так и написали на своей официальной странице: «МИД Украины сделало Тараса Шевченко мировым рекордсменом по количеству установленных памятников». Оформили как полагается – внесли все данные в книгу рекордов Украины, а министру грамоту вручили. За победу.

-2

Я с должным пиететом отношусь к родоначальнику и классику украинской литературы, это, как говорится, святое. Но подарок поэту в виде 1167 памятников, подсчет которых ведомство вело целый год, мне показался… странным, что ли, или недоречним (неуместным). Но, то такое, личное.

В конце концов, 9 марта были цветы у этих памятников, и были стихи. Помянули и воздали. Как положено.

Но вернемся к памятникам. Откуда все пошло и как начиналось? Целое исследование на эту тему есть у Олеся Бузины. Что-то перескажу, что-то процитирую.

Самый первый памятник поэту был установлен еще в 1918 году в Петрограде. Простоял семь лет и разрушился, поскольку скульптор сделал его из гипса. А настоящие памятники из прочного материала стали устанавливать повсеместно в 1939 году. К сто двадцать пятой годовщине со дня рождения поэта. Кстати, по решению партии коммунистической и правительства советского. Ну, и вождя, конечно.

Тогда монумент Шевченко установили в Киеве, в сквере возле университета. А именем поэта назвали и сам сквер, и бульвар, и университет.

-3

Вот как об этом у Олеся Бузины:

«Монумент Шевченко торчит теперь в Шевченковском сквере на бульваре Шевченко напротив университета им. Т.Г.Шевченко. Рядом… помещается Музей Шевченко…».
«Ну а чтобы никто не подумал, что слепой народ мало любит своего поводыря, еще одно аристократическое место Киева – Оперный театр – в том же 1939 году тоже нарекли именем Шевченко, хотя ни опер, ни балетов, ни даже танцев для детских праздников Кобзарь отродясь не сочинял».

Можно по-разному относиться к интонациям Олеся, дескать, неполиткорректно высказывается, ёрничает, глумится над святыней. Потому-то, мол, и запретили его украинские власти. Но сейчас не о том.

С шевченкизацией тогда, в тридцать девятом, спешили. Изваяния поэта устанавливали повсеместно. Его именем называли города, села, аулы, улицы, галереи, школы и даже рыбколхоз в Казахстане. Поэты Кара-Калпакии отрапортовали, что перевели 31 стихотворение и отрывки из пяти поэм, чтобы «произведения Тараса Григорьевича стали достоянием каракалпакского народа».

«Одним словом, - пишет Бузина, - происходила обычная советская комедия». А на торжественном собрании в Харькове по случаю юбилея Шевченко в почетный президиум избрали Долорес Ибаррури, Эрнеста Тельмана и… Лаврентия Павловича Берию.

Ничего не напоминает? По сумме фактов, следовало бы все памятники Тарасу Григорьевичу, установленные до 1991 года, декоммунизировать.

Но нет, их считают, мировые рекорды устанавливают. Некоторые наши активисты даже утверждают, что в Советском Союзе за цветы к памятнику Кобзарю украинцев в лагеря отправляли. Я не против памятников. Пусть стоят. Просто, ныне происходящее напоминает мне все ту же «обычную советскую комедию».