Очень часто на первых встречах с клиентами мне приходится слышать вопрос: "На теоретические основы какой школы психологии (психолога) Вы опираетесь (основываетесь) в своей работе?" На мой взгляд, однозначно на этот вопрос ответить очень сложно, т.к. с одной стороны: во-первых, я не теоретик, не учёный. Поэтому в моей профессиональной деятельности нет необходимости ограничивать себя рамками какой-либо школы; во-вторых, я - практик. И с моей точки зрения, на практике в большей степени важны (имеют значение), в первую очередь, не определённые теоретические выкладки, а мои практические наработки (формы, методы), эффективность которых уже неоднократно была проверена. И совсем не важно в рамках какой школы они были разработаны.
Но, с другой стороны, безусловно, без теоретических основ в работе психолога, как и в любой другой деятельности, не обойтись. После многолетнего ознакомления с работами различных психологов и получения в процессе работы профессиональных навыков сегодня я могу сказать, что основной теоретической базой, на которой я строю свою деятельность, является "Теория ведущих тенденций" Л.Н. Собчик. Почему именно на ней остановил свой выбор? Во-первых, она разработана и внедрена практиком - доктором психологических наук, профессором, основателем и руководителем Института прикладной психологии (был выделен из психологической лаборатории при институте Сербского в 1993 году как самоокупаемая организация) Собчик Людмилой Николаевной (родилась в 1930 г., более 50 лет в профессии). Во-вторых, она носит научный характер – создана на основе анализа и обобщения зарубежной и российской психологической науки, но, вместе с тем, изложена довольно доступным и понятным языком (простота терминологии).
В-третьих, способствует более "тонкому" пониманию психологических свойств, расширяет и углубляет видение отдельных свойств, позволяет рассматривать их в динамике на различных этапах (продолжение свойства), например:
а) конституциональное свойство – повышенная тревожность; б) индивидуально-личностная черта – повышенный уровень тревожности; в) состояние тревоги при неблагоприятных обстоятельствах.
В-четвёртых, даёт возможность сблизить подходы разных исследователей и специалистов-практиков, т.к. делает сравнимыми данные различных тестов. В-пятых, разработанная модель психодиагностического исследования (инструментарий) включает в себя целый набор тестов, каждый из которых создан для отечественных условий или модифицирован и рестандартизирован с учётом социокультурных особенностей для использования на контингенте нашей популяции (с учётом российского менталитета).
В-шестых, практически используется в различных направлениях (оценке персонала, психологической коррекции и психотерапии, в профориентации, при кадровом отборе, в семейном консультировании и др.). В-седьмых, я лично начал использовать инструментарий, разработанный для этой концепции, более 20 лет назад и более 10 работаю с данной моделью.
Говоря другими словами и очень коротко, я остановил на ней свой выбор потому, что это - прикладная научная теория, имеющая широкое практическое применение с адаптированным к нашему менталитету и проверенным на практике разнообразным инструментарием. Для меня она проста и эффективна в использовании.
Кроме этого, в своей практике в значительной мере я нашёл применение теоретическим взглядам и практическим наработкам известных психологов Кандыбы В.М. и Кандыбы Д.В. Таким образом, на протяжении своей профессиональной деятельности я подобрал и широко использую на практике научную, но, как показала моя практическая деятельность, довольно простую с точки зрения терминологии теорию, а также профессиональный и эффективный в использовании инструментарий. Все желающие (испытывающие потребность в консультации и помощи психолога) могут подтвердить или опровергнуть мои слова. Я всегда открыт для взаимного общения!
Очень часто на первых встречах с клиентами мне приходится слышать вопрос: "На теоретические основы какой школы психологии (психолога) Вы опираетесь (основываетесь) в своей работе?" На мой взгляд, однозначно на этот вопрос ответить очень сложно, т.к. с одной стороны: