Этой статьёй я завершаю цикл материалов о сепарационной тревоге – непрожитом чувстве, которое заставляет нас застревать в повторяющихся сценариях, на протяжении всей жизни встречать «одних и тех» же людей, оказываться в «похожих» ситуациях и не даёт двигаться вперёд. Я расскажу о том, как формируется это чувство и как правильно его прожить.
(Не) идеализируй это
Важный вопрос, который мне часто задают: можно ли помочь другому человеку пережить потерю? Ответ – да, особенно позднюю. С этим успешно справляются многие терапевты: помогают клиенту пройти через каждую стадию проживания потери и осознать свои чувства. Этим должны заниматься специалисты, но как друг вы можете дать человеку книгу о проживании потерь. А дальше ему самому предстоит совершать работу.
Бывает, что переживание потери настолько глобальное и невыносимое, а у человека так мало ресурсов, что он просто выбирает не заходить на эту опасную территорию, а для этого придумывает, что ему туда якобы и не надо. Например, чтобы прожить факт того, что мать была холодной и отвергающей, и связанные с этим ранние потери, для начала нужно вообще надо признать, что мать была именно такой. Психическое убежище – это вместо того, чтобы признать, что мать была холодной и отвергающей, решить, что она была доброй.
В психическом убежище всегда присутствует идеализация : мы идеализируем умершего папу, или холодную маму, или бывшего мужа, или самих себя. Это иллюзия, которую мы создаём для того, чтобы избегать болезненное прохождение стадий проживания ранних потерь.
Если человек логически понимает, что в стадиях проживания ранних или поздних потерь что-то было не так, но при этом утверждает, что «у меня с мамой прекрасные отношения», «я испытываю к папе только благодарность», «муж многому меня научил» – значит, он сам себе создал некую иллюзию, просто чтобы не заступать на территорию потерь. По-человечески это очень понятно, однако, увы, блокирует развитие и не даёт двигаться дальше.
Выплеснуть чувства на холст
Если для проживания поздних потерь чаще всего бывает достаточно знаний и осознанности, то пережить ранние потери таким образом невозможно. Как же быть, если вы рано лишились родителей или близкой вам бабушки или если вас рано отлучили от груди? Как это пережить и двигаться дальше? Выход есть – творчество.
Ряд исследований доказывает, что большие произведения искусства (а на самом деле – любые) содержат в себе потерю и связанное с ней переживание – тоску, грусть, чувство «недостаточности», пробела, ямы, хаоса. Искусство может быть отличным способом пережить большую потерю.
Например, я могу не понимать и не помнить, что почувствовала, когда мама отняла меня от груди, но при этом знаю, что периодически испытываю отчаяние и голод. А значит, я могу научиться дифференцировать это чувство – что мне очень голодно и я чувствую себя абсолютно несчастным в этом голоде, словно никто не может его удовлетворить. А дальше – попробовать создать творческий продукт, который позволил бы мне пережить этот голод в какой-то другой форме, передать его, прожить в виде картины, музыкального произведения, стихотворения.
Ранние потери – бесконечный источник творчества, ведь рана глубока и, скорее всего, мы не просто выразим её один раз, а найдём некий канал для выплеска этой энергии. Есть множество статей по исследованию творчества разных художников, по поводу их ранних травм, и в них всегда речь о том, что травмы проживаются снова и снова. Думаю, это превращается в часть жизни: проживание потери становится не чем-то конечным, а процессом, который освобождает другие сфены жизни от этой нагрузки. Поэтому творчество не заканчивается.
Собственно, это всё, что я хотела рассказать вам о сепарационной тревоге. Надеюсь, если вы узнали в описанных примерах себя, вам удалось лучше разобраться в источниках этого переживания, а значит – сделать шаг на пути к обретению внутренней гармонии.
Смотреть лекцию целиком:
Все авторские материалы представлены на сайте: anastasiadolganova.ru