Найти тему
Изнанка

Как советский океанолог из СССР вплавь сбегал: история Курилова Станислава Васильевича.

«Где родился, там и пригодился» - гласит знаменитая русская пословица. Вот только порой случается так, что родина перестает быть домом. Побег 1974 года – яркое тому подтверждение.

Будущий «смельчак» родился в Орджоникидзе (Владикавказ) и был поистине неутомимым малым. Детство Станислава прошло в Семипалатинске, где уже в возрасте 10-ти лет он сумел переплыть Иртыш. Водная гладь манила молодого человека своей свежестью и свободой – он даже пытался юнгой попасть на Балтийский флот.

Не то, чтобы наш герой был поглощен учебой, но список его специализаций довольно богат: социальная психология в педагогическом институте, мореходное училище и, наконец, гидрометеорологический институт по специальности «Океанология». Кроме того, Станислав Васильевич активно развивал свои физические качества, занимался йогой и глубоководными погружениями (читай, настоящий фридайвингист).

То ли все это было частью спланированного плана побега, то ли просто совпадением – не ясно. Зато известно то, что мужчина действительно мечтал выбраться за границу, правда вполне законными способами.

Не стоит забывать, что Курилов был ученым-океанологом, ему важно было попадать в зарубежные экспедиции и он долго добивался разрешения для выезда «за бугор». В прошениях ему отказывали, возможно, из-за того, что его родная сестра, выйдя замуж за индуса, сама осталась в Индии (позже переехав в Канаду). Это означало, что исследователь тоже может не вернуться домой.

Негодование на государственный аппарат усилилось, когда ученому не удалось отправиться вместе со своей командой в зарубежное исследование, в котором, кстати, участвовал сам Жак-Ив Кусто (прим. Редактора: «Капитан Жак» - исследователь океана, писатель, сконструировал и испытал акваланг).

Вместо «горящих» и опытных ученых в экспедицию тогда отправили «дилетантов», с которыми Жак отказался работать. Ну, зато у них были выездные визы…

Поняв, что биться в закрытую дверь бесполезно, Станислав Васильевич решает убежать. План побега появляется спонтанно, когда мужчина видит приглашение в круизный тур на советском лайнере. Дело в том, что маршрут морского путешествия не включал остановку в иностранных портах, а значит никакой особой визы уже не требовалось.

Курилов рассчитывал в один момент спрыгнуть с лайнера и вплавь добраться до берега. Он тщательно распланировал свой маршрут и ночью 13 декабря, прихватив маску и ласты, сиганул с кормы в районе Филиппин.

Стояла штормовая погода, и мужчину чудом не затянуло под винты корабля. По заготовленному плану его водный маршрут должен был составить 18 километров, но что-то явно пошло не так. Сбившись с курса, Станислав Васильевич преодолел около ста километров: он плыл три дня и две ночи. Добраться до заветной цели удалось. После разбирательств Филиппинских властей Курилов был депортирован к сестре в Канаду, где и получил новое гражданство. В СССР же его приговорили к 10-ти годам лишения свободы, за измену Родине.

На новом месте все пришлось начинать сначала. Так, от работника пиццерии он, благодаря своим знаниям (и, не будем юлить, дерзкому побегу) смог продолжить исследовательскую деятельность – теперь никто не мог помешать ему бороздить океаны в поисках научных сенсаций.

Погиб Станислав Васильев, если так можно сказать, при исполнении долга. Работая в Израиле мужчина нырнул на дно Тивериадского озера, чтобы распутать аппаратуру, застрявшую в рыболовных сетях, да так там и остался, испустив весь воздух. На тему побега Курилова снят документальный фильм «Один в океане».

«Русской интеллигенции не следует забывать своих героев: их не так много. Вот он, образ вечного мятежника!»
(с) Василий Аксенов (писатель, драматург)

Понравился материал? Читайте о мистической реинкарнации двух сестёр , а также статью подростке, сделавшем ядерный реактор в гараже . Множество уникальных материалов на нашем Дзен-канале.

Изнанка