Дженнифер Иган нельзя назвать графоманом: за 25 лет из-под пера вышло всего (?) пять романов и два сборника рассказов. Зато про неё можно сказать "редко, да метко". На 5 романов приходится 6 различных премий, в том числе Пулитцеровская, одна экранизация и еще десяток номинаций на различные премии.
Моей первой книгой Дженнифер Иган стала "Манхэттен-Бич", она же самая свежая из изданных на русском языке.
Манхэттен-Бич — самая непредсказуемая книга на моей памяти. Она же самая реалистичная. Непредсказуемость её заключается не в оригинальных сюжетных поворотах, лихо закрученном сюжете. От событий не падает челюсть, не округляются глаза, и всё же эти события невозможно предугадать. Можно сказать, что это книга несбывшихся ожиданий читателей. Только читатель намечтает себе продолжение, как узнаёт, что всё пошло не так.
Действие романа начинается в Америке "гангстерских времён", охватывает период Второй мировой войны и еще какое-то время после неё. Америка (США) депрессивна, бедна, былая роскошь давно утрачена, вся (почти) нация, сплотившись, работает на благо армии и военно-морского флота. И вроде бы вести с фронта довольно оптимистичные, и появляется слабая надежда на победу, и именно в это время начинается взрослая жизнь главной героини Анны Керриган.
Анна пытается выяснить, куда пропал её отец. Подразумевалось, что он бросил их много лет назад, хотя Анну смущала связь отца с гангстерским бизнесом, и в такую внезапную пропажу человека верилось с трудом. По обрывкам воспоминаний из детства Анна пытается установить круг общения отца и выяснить, что с ним случилось.
Но я уже писала, что этот роман — не то, чем кажется. Вроде бы есть тема исчезновения отца, читатель ожидает детективную историю, а вместо этого автор подсовывает множество второстепенных персонажей со своими историями, которые к основной линии не имеют отношения, но читать про них интересно. Реализм, с которым автор рассказывает историю, создает полное ощущение погружения. Кажется, что это ты стоишь у моря и видишь все эти корабли и всех этих людей в водолазных костюмах. И девушку в ночном клубе, случайную знакомую, и бывшего начальника, и сестру-инвалида. Чувствуешь все запахи, слышишь все звуки...
А какое здесь живое море! Настоящий самостоятельный персонаж и связующая нить, событие и значимая роль для каждого героя! Почти отовсюду видна морская даль, корабли, прибрежные волны, пена, и даже когда герои меняют место жительства, море никуда не уходит.
Книга мне и понравилась, и удивила одновременно. Автор совершенно не заигрывает с читателем, не ведет его по привычным сюжетам, не сводит линии так, как того требует закон жанра. Мы же любим, когда все ниточки сходятся, когда проблема решается, когда хэппи-энд, в конце концов. Здесь же приходится довольствоваться вариативностью: ну а что, так тоже бывает, а точнее, только так и бывает в реальной жизни. К сожалению, не читала предыдущих романов Дженнифер Иган, потому что теперь очень интересно, это стиль автора или же отдельный сюжет?
Другие романы Дженнифер Иган:
- Невидимый цирк (1995), в РФ не издавалась, экранизация 2000 года здесь
- Look at Me (2001), в РФ не издавалась
- Цитадель (2006)
- Время смеётся последним (2010), Пулитцеровская премия