181,1K подписчиков

Астрономия в школе. Возвращение блудного предмета...

5,3K прочитали

Обратилась ко мне недавно хорошая знакомая, учительница физики в отставке. Из школ сейчас учителя бегут – не будем здесь обсуждать, от чего именно, но бегут, это факт! Так что и знакомая моя свалила на заслуженный отдых со словами «чтобы я вернулась в этот дурдом?». Успешно репетиторствует, натаскивает детей на ЕГЭ. Благо есть и стаж, и опыт, и вообще человек замечательный и умный.

А в чём, собственно говоря, беда? А в том, что в 2017 году в школы вернули уроки астрономии. В 1993 году астрономию из списка обязательных предметов в России вычеркнули, а тут – рррраз! – и решили вернуть. Кстати, очень многие мои друзья и знакомые этому решению аплодировали и радовались, а вот я, к стыду своему, был настроен скорее скептически. Потому что уже был опыт на похожую тему... Но обо всём по порядку.

Обязательная астрономия на головы учителей рухнула нежданно-негаданно, причём отмахнуться не получится – вопросы по астрономии в ЕГЭ входят, так что «надо». Для учителей физики на переподготовку (курсы повышения квалификации) выделили 36 часов, для учителей математики – аж 72 часа. Ну и поставили 35 учебных часов астрономии для учащихся 10-11 классов. В качестве базового учебника был выбран старый советский Воронцов-Вельяминов, по которому старшеклассники учились еще 60 лет назад. Но книга на самом деле, как сейчас модно говорить, «годная», к ней претензий у меня нет. Другое дело, что академик Воронцов-Вельяминов даже в страшном сне не мог себе представить, что у нас в школах заведут чудовищного монстра под названием «ЕГЭ» плюс введут параноидальные меры безопасности...

Ну, это старый "Воронцов-Вельяминов", хороший...
Ну, это старый "Воронцов-Вельяминов", хороший...

Итак, моя знакомая просила помощи – надо было разобраться с КИМами по астрономии и решить-разобрать тестовые задания. Надо сказать, что я любитель-астроном с довольно большим стажем и нормальной теоретической подготовкой; мне и самому было очень любопытно поглядеть, как же предлагается осваивать астрономию современному подрастающему поколению. Впечатлений, честно признаюсь, масса!

Итак, пункт первый. Детям всегда желательно преподавать (любой предмет) не на пальцах, а на живом материале. Во времена Воронцова-Вельяминова собрать и вывести класс поздно вечером на школьный двор – чтобы помёрзнуть и показать звёздное небо, возможно даже в телескоп – не составляло никакого труда. Так что редактор смело мог ставить в учебник задания типа «Найдите на небе звёзды: Арктур, Бетельгейзе и Сириус. Какого они цвета?».

Вопрос: а учительница физики после 36-часового курса переподготовки сможет найти эти звёзды и показать детям? Сомнительно. Вопрос второй: допустим, дело происходит в октябре. На широте Москвы темнеет рано, и увидеть на западе Арктур около 7 часов вечера получится. Зачёт. Но! Бетельгейзе в тот же вечер взойдёт только к полуночи, а Сириус – в половине третьего ночи. Вы понимаете, на что я намекаю, да? Именно: дети околеют от холода, а родители оденут вам учебник на уши. Кстати, в оригинальном Воронцове-Вельяминове такой задачи нет, это позднейшая «добавка» от редакторов. Мне было бы любопытно поглядеть, как они эту задачу будут решать на практике... И сколько нужно будет для такой практики получить разрешений – от родителей, охраны, полиции и ещё Бог знает кого.

Тэээк-с... Ну и чё там видно?
Тэээк-с... Ну и чё там видно?

А вот задачка по астрономии из скачанных с инфоурока КИМов:

В каком созвездии находится звезда, которая имеет координаты α = 5 h 20 m, δ = + 100

1. Телец 3. Заяц

2. Возничий 4. Орион

Я достаточно хорошо знаком с северным звёздным небом, но без карты или атласа, «на память», на этот вопрос не отвечу. Тем более, что все варианты ответов – это соседние созвездия, «на глазок» прикинуть не получится.

Смотрю второй вариант из того же КИМа:

В каком созвездии находится звезда, которая имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350

1. Козерог 3. Стрела

2. Дельфин 4. Лебедь

Слушайте, это уже какая-то бешеная система! Если вы не астроном, то про созвездие Дельфина наверняка слышите первый раз, а уж найти его... Мелкое, без ярких звёзд, в большом городе вообще невидимое из-за засветки... В общем, для ответа на такие вопросы нужен звёздный атлас или карта. Или как вариант – компьютерный планетарий. Обязательно. На экзамене!

Кстати, русский язык в скачанных мной из Интернета КИМах просто ниже плинтуса:

Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют ... (орфография сохранена)

Состав Солнечной система включает ... (та же фигня)

Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется ...

1. Небесной сферой 3. Созвездие

2. Галактикой 4. Группа зрение (орфография оригинала, не моя!)

В общем, изучение предлагаемого списка вопросов повергло меня в ужас. Часть вопросов непередаваемо примитивна – таков, скажем, вопрос «Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется...». Это, простите, как в бородатом анекдоте про институтского преподавателя, который «валил» студентов на экзаменах вопросами «какой предмет мы сегодня сдаём?» и «как меня зовут?».

Другая часть вопросов откровенно сложна – допустим, «Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее наибольшая восточная элонгация повторяется через 1.60 года?». Это никаким – ну никаким!! – образом не школьный уровень, такую задачку можно смело давать студенту физфака (или астрофака). Как решать подобные задачи – в учебнике Воронцова-Вельяминова информация отсутствует (академик был грамотным специалистом и знал, что пишет для школьников).

Обратилась ко мне недавно хорошая знакомая, учительница физики в отставке. Из школ сейчас учителя бегут – не будем здесь обсуждать, от чего именно, но бегут, это факт!-3

Нет, друзья, это же нельзя читать без слёз! Вот, пожалуйста:

Звезды по размерам делятся на 4-и типа: обычные звезды, то есть средние, которые соизмеримы по размерам с Солнцем, карлики – в сотни раз меньше Солнца и звезды гиганты, эти звезды (гиганты) в десятки раз больше, а также звезды сверхгиганты в сотни раз больше Солнца. Таким образом, надо запомнить, что звезды бывают нормальными, карликами, гигантами и сверхгигантами. (Стиль, орфография и пунктуация сохранены.)

Чудовищный русский язык – раз, неправильная информация – два. Солнце – это обычный жёлтый карлик; что за «средние» звёзды изобрели авторы текста – непонятно. А вот из описания звёздных классов (и диаграммы Герцшпрунга-Рассела):

Под главной последовательностью внизу находятся субкарлики – красные звезды малой светимости. Они имеют огромную плотность.

В данном случае оказались «перепутанными» субкарлики (звёздный класс VI) и белые карлики (класс VII). Что самое интересное, в тестовых заданиях ЕГЭ по астрономии класс субкарликов на диаграмме Г-Р вообще не показан (в учебнике – показан). Типа «ребёнок и сам догадается». Ага, конечно-конечно!

Напоследок – отрывок из официальной программы по астрономии. Согласно ей, наши старшеклассники будут знать в том числе:

...практическое значение астрономических исследований, специальное оборудование, связь небесных координат и географического положения, созвездия, основы измерения времени...

Это очень интересно. Интересно потому, что понятие «географического положения» для светила в учебнике Воронцова-Вельяминова не даётся. Я специально перечитал соответствующий параграф несколько раз – нет его там, нету! И быть не может, потому что географическое положение, круги равных высот и так далее – это уже институтский курс астрономии. Или мореходное училище. Достаём с полки толстый вузовский учебник общей астрономии (Бакулин и другие) – вот там эта информация есть. А в школьном учебнике – нет. Так откуда же старшеклассники «будут знать»? От несчастных наспех переподготовленных учителей физики, до смерти обрадованных свалившейся на их головы астрономией?

Современные учебник
Современные учебник

А знаете, что мне вся эта история с возвратом астрономии напомнила? Введение в школах тогда ещё СССР курса информатики – точно в том же стиле, в пожарно-приказном порядке. В учителя информатики на краткосрочных курсах срочно «перековывали» всех, кого только можно: в основном математиков и физиков, но бывало что и географов и даже военруков! И был чудовищный «безмашинный» курс информатики от академика Ершова – потому что компьютерных классов элементарно не было. Учителя седели и вешались, ученики и родители недоумевали, как можно изучать компьютеры, в глаза этого самого компьютера (да что там компьютера – микрокалькулятора!) не видя, а руководство принимало рапорты о том, что теперь-то школьники будут разбираться в компьютерах «только так». Ох ты ёж, простите мой французский...

С информатикой ситуация постепенно выправилась, сейчас это вполне полноправная школьная дисциплина, да и компьютеры есть практически везде. И учебники, и методика. То есть и вопрос с кадрами, и вопрос с обеспечением в итоге был решён – ну, прошло конечно лет 10-15, но «утряслось». Думаю и надеюсь, что с астрономией тоже утрясётся рано или поздно – если, конечно, её снова не выкинут из обязательной программы... Но сколько одиннадцатых классов при этом отработают, по сути, подопытными кроликами? Сколько тонн корвалола выпьют учителя и родители? Сколько пройдёт лет? А шут его знает...

Автор: Александр Червяков

Также на эту тему:

Попробуйте выполнить это задание из учебника для пятого класса...

Как относятся к школе сегодняшние родители?

Кому труднее учиться: современным школьникам или гимназистам начала ХХ века?

Обратилась ко мне недавно хорошая знакомая, учительница физики в отставке. Из школ сейчас учителя бегут – не будем здесь обсуждать, от чего именно, но бегут, это факт!-5

Друзья, мы не только ворчим, но ещё издаём настоящий (бумажный! интересный!) детский журнал. Его можно полистать по ссылке. Нам будет очень приятно, если он вам понравится и вы расскажете о нём знакомым, у которых есть дети! Спасибо!