Если производители камер когда-нибудь допилят свой софт до совершенного уровня, то вся ретушь будет сводиться в основном только к художественным приемам постобработки. А пока, например, приходиться допиливать нехватку динамического диапазона в камерах программными методами вручную.
Я, как и многие фотографы со стажем, не любитель сидеть часами за ретушью, за исключением редких случаев, когда фотография того стоит. Съёмка безусловно приносит намного большее удовольствия, чем последующая обработка. Последние несколько лет мои мозги заняты тем, чтобы оптимизировать процесс ретуши, сделать его менее накладным и более быстрым.
Самым важным критерием хорошей ретуши является ее качество. Опытный фотограф способен увидеть неплохо снятый снимок даже под слоем очень кривой обработки, но впечатление о профессионализме автора будет безнадежно утрачено. Нужно понимать, плохая ретушь это как плохой макияж, тогда когда необходимо подчеркнуть достоинства - их просто напросто вульгарно выделяют, а детали исчезают бесследно.