Найти тему
Караванинг по-русски

"Мысли вслух". Американские жилые прицепы - TRAILERS. Мечта?

Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала. Меня зовут Кирилл и этой статьей я продолжаю рубрику на канале с "говорящим" названием.

Эту статью я задумал давно. Разговор в ней пойдет только о прицепах. Автодома на самоходном шасси в этой статье я рассматривать не буду. Сразу оговорюсь, что американским прицепом я не владел и не пользовался. Но знаком с человеком, у которого во владении два таких прицепа. Один 1984 года, второй 2017 годов выпуска. И мне самому очень интересна эта тема, поэтому я в нее погрузился. Представляю на ваш суд результаты своих изысканий.

Сразу хочется отметить совершенно различный от европейского подход к строительству жилых прицепов у американских производителей. Фирм, занимающихся производством Trailer в США, имеющих солидную репутацию и крепкую производственную базу я насчитал 112! Первый прицеп-дом для сцепки с автомобилем был собран и продан в США в 1910 году! А в 1920 количество членов ассоциации американских "караванеров" уже составляло порядка 150000 человек! В настоящее время в США по дорогам колесят более 8 миллионов домов на колесах всех форм и размеров!

Наверное, первый караван был похожим на этот. Из открытых интернет-источников
Наверное, первый караван был похожим на этот. Из открытых интернет-источников
Прогресс, однако! Из открытых интернет-источников
Прогресс, однако! Из открытых интернет-источников

Очень кратко скажу о классификации американских прицепов.

1. TOY HAULER

"Игрушки Hauler", или SUT (Sport Utility Трейлер) Прицепы с гаражом для перевозки техники. Который подходит, например, для двух больших мотоциклов, плюс дополнительные места для велосипедов, инструментов, снаряжения и т.п. Обычно используется складывающаяся мебель для освобождения пространства гаража.

Из открытых интернет-источников
Из открытых интернет-источников

2. FOLDING CAMPERS & TENT TRAILER

Это тип прицепов - дач, раскладывающихся на стоянке и имеющих жесткий каркас и мягкие стены. Очень похож на них наш "Скиф". Спальные места обычно расположены внутри раскладывающихся навесных рукавов.

Из открытых интернет-источников
Из открытых интернет-источников

3. TRAVEL TRAILER

К этому классу относятся все прицепы сцепляемые с тягачом при помощи бамперного фаркопа.

Легендарный AIRSTREAM! Из открытых интернет-источников
Легендарный AIRSTREAM! Из открытых интернет-источников

4. FIFTH-WHEEL

Соединительный механизм этих прицепов – дач крепится к пикапу или грузовому автомобилю. Выполняется в виде седла для седельного тягача. Над креплением обычно расположена кровать или целая спальня, что делает похожим эти прицепы на альковные автодома.

Из открытых интернет-источников
Из открытых интернет-источников

В чем разница с европейскими караванами?

В первую очередь прицепы выделяются размером. Причин такого конструкторского подхода множество, но главная, на мой взгляд, лежит в области экономики и психологии. Ну любят американцы всё большое и могут себе это позволить! Большая, богатая страна, большие расстояния, большие цены на недвижимость, большие машины.

Распространенность больших машин, их доступность для массового покупателя играют здесь ключевую роль. Почему в США любят пикапы? Довольно значительная часть населения живет в съемном жилье и постоянно переезжает с места на место в поисках лучших условий оплаты труда или вообще труда. А небольшой грузовик при таком образе жизни самое подходящее транспортное средство!

Именно поэтому сформировался такой специфичный рынок больших домов на колесах и RV парков, в которых эти дома можно припарковать и постоянно проживать имея доступ ко всем необходимым удобствам в виде воды, канализации, энергоснабжения и прочих благ цивилизации. Своеобразный аналог нашего дачного поселка или СНТ с той лишь разницей, что наши дома без колес!

Пример RV парка. Из открытых интернет-источников
Пример RV парка. Из открытых интернет-источников

Еще одной важной особенностью американского караванинга является то, что категорически запрещено стоять с жилым прицепом в жилом виде вне оборудованных кемпингов, которые в США называются RV-парками. Есть специальные, бесплатные, огромные асфальтированные площадки, на которых можно провести несколько часов если ты устал в дороге, но никакой инфраструктуры рядом с ними нет. Если этот запрет нарушить, то можно в лучшем случае получить солидный штраф, в худшем - разборки с местной полицией или пулю от собственника земли.

Из всех этих особенностей американской жизни и складывается свой уникальный подход к строительству и оснащению прицепных домов на колесах, об особенностях которого я и хочу рассказать подробней.

1. Мощная стальная рама с рессорной подвеской характерна для прицепов всех размеров. На первом плане стоит возможность предложить клиенту максимальные комфорт и оснащение, а масса не так уж и важна! Не "Гольфом" же или "Фиатом" будут буксировать этот домик! Вторая особенность мощной рамы это возможность принимать на себя большие нагрузки. Много воды на борту, оборудования, груза, мебели и т.п.

Но главное, практически во всех американских прицепах колесная ось смещена назад относительно геометрической оси рамы. Это связано с большой массой. Так инженеры борятся с поперечной раскачкой прицепа на скорости. Устройств стабилизации на сцепном устройстве, как у европейцев, здесь вы не найдете. Но это ведет к ещё одной особенности американских прицепов - специальному сцепному устройству.

Ось колес заметно смещена назад. Из открытых интернет-источников
Ось колес заметно смещена назад. Из открытых интернет-источников

2. Сцепное устройство. Оно намного массивнее европейских аналогов. Диаметр американского шара имеет три типоразмера: 58,7 мм, 50,8 мм, 47,6 мм. Так что при выборе стоит обратить на это внимание! На ТСУ американского тягача приходится нагрузка от 240, до 320 кг! Если сравнить максимальные европейские около 140 кг, то становится понятна разница! При буксировке большого двухосного прицепа со смещенной назад осью очень важно, чтобы прицеп был в "горизонте". Поэтому распространены различные регулируемые по высоте фаркопы, рассчитанные на колоссальные нагрузки!

Из открытых интернет-источников
Из открытых интернет-источников
Регулируемый по высоте фаркоп. Из открытых интернет-источников
Регулируемый по высоте фаркоп. Из открытых интернет-источников

3. Тормозная система на таких больших и тяжелых прицепах тоже весьма своеобразна. Она электрическая. Небольшое устройство, контроллер, конструктивно состоящий из маятника и электромагнитных катушек монтируется на тягач и берет питание от педали тормоза, пропускает через себя и подает на прицеп через розетку. У контроллера две характеристики. 1. Задержка (устанавливает через какое время после нажатия на педаль сигнал дойдет до тормозного механизма прицепа). 2. Величина напряжения подающаяся на электромагниты и передающаяся на тормозные колодки. Чем она выше, тем сильнее тормозит прицеп.

Обе эти настройки можно изменять на ходу (вернее, именно на ходу они и настраиваются) легко вращая регулировочные колесики контроллера. Водитель тягача четко чувствует поведение сцепки и регулирует тормозное усилие на ось прицепа. Так же присутствует аварийная кнопка полной блокировки тормозов прицепа. Используется например при складывании сцепки на спуске. Настройки позволяют отрегулировать усилие так, что чуть тронув педаль тормоза тягача прицеп начинает тормозить всю сцепку. Удобно если тормоза тягача отказали (например, перегрелись на спуске).

Схема подключения этого контроллера очень проста. Исключение могут составить тягачи, которые напичканы электроникой (например продукция "народного" немецкого концерна). Для них необходим специальный модуль, который блокирует ошибки бортовой сети. Без него электрические тормоза американского прицепа работать не будут.

4. Водоснабжение американских прицепов тоже отличается от творений инженеров старого света. Вода в системе всегда находится под давлением. То есть стоит насос с гидроаккумулятором, который создает постоянное давление, что удобно, но не экономично. Зато можно подключить посудомоечную и стиральную машины! Горячее водоснабжение присутствует в каждом американском прицепе обязательно. Оно реализовывается при помощи накопительного газового-электрического водонагревателя. Принцип прост. Есть подключение к электросети, водонагреватель работает от электричества. Нет внешнего энергоснабжения, работает от газа. Но всегда есть волшебная панель управления, с помощью которой всё можно поменять!

Для подключения к внешней (городской) системе водоснабжения есть специальное соединение снаружи корпуса, в котором предусмотрена кнопка отключения насоса (давление в городской сети уже присутствует). Ну и конечно стандартная горловина для залива воды. Всегда есть внешний душ с лейкой, который размещается рядом с клапанами для слива ЖБО, чтобы можно было промыть шланг после слива. Или велосипед после лесной прогулки или лапы домашнего питомца. Внешний душ тоже будет с горячей водой.

Баков для воды всегда три. Для чистой воды. Для серой воды (из раковин и душа). Для черной воды (туалет). Емкость баков разнится и зависит от размера прицепа и количества спальных мест. Но бывает очень значительной, до 350 литров! В среднем, не менее 80 литров для бака чистой воды. Баки для чистой воды располагаются, как правило, в рундуках и нишах внутри прицепа. К ним есть доступ для обслуживания (кто не знает их нужно обязательно регулярно мыть и дезинфицировать).

5. Водоотведение и канализация на борту осуществляются путем сбора всех жидких отходов в баки. Это есть абсолютно у всех американских прицепов. В "серый" бак сливается вода из моек кухни (не забывайте, что американцы большие поклонники диспоузера, устройства измельчения пищевых отходов встроенного в раковину) и ванной (именно ванной!), а в "черный" бак идут фекалии из туалета. Туалет устроен по принципу яхтенных гальюнов и слив чаши осуществляется водой под давлением. При этом пользоваться жидкостью для биотуалетов всё равно нужно, это требование инструкции по эксплуатации.

Емкость этих баков всегда сопоставима или чуть меньше емкости "чистого" бака. Иногда в больших прицепах с двумя санузлами баков для серой воды два. Канализация ЖБО осуществляется открытием системы задвижек и сбросом через шланг диаметром 70 мм в городской коллектор. При этом шланг гофрированный, длиной не менее 5 метров, а изогнутый под 90 градусов наконечник, вставляющийся в приемное отверстие коллектора изготовлен из прозрачного пластика, чтобы было видно окончание процесса и фракционный состав отходов. При этом предписан строгий порядок слива отходов. Сначала опустошается "черный" бак, затем открывается задвижка на "сером" баке и его содержимое идет в "черный" бак промывая его и шланг. Если баков для серой воды два, то у второго есть отдельный слив. При этом объем одновременно каналлизируемых ЖБО может составлять более 200 литров! Баки для "серой" и "черной" воды закрепляются под днищем прицепа и открытого доступа к ним нет. Чтобы их промыть, необходимо их демонтировать. Если учесть, что у всех прицепов двойной пол, в котором расположены все коммуникации, то чтобы добраться до баков, нужно не хило потрудиться!

6. Отопление преимущественно газовое и неразрывно связано с газоснабжением. Баллоны для газа расположены на дышле прицепа (вынесены за жилой контур) и имеют отличные от европейского (и российского) объем, стандарт подключения и заправочные клапаны. Во многих RV-парках США есть возможность обменять пустой баллон на полный, или заправить его на LPG заправке. В наших условиях необходимо будет искать заправочный переходник и станцию, на которой согласятся заправлять это американское чудо. Или переделывать систему под наш стандарт с внесением изменений в конструкцию ТС со всеми вытекающими последствиями.

Газовый отопитель (очень часто TRUMA) расположен закрыто и доступ к нему не прост. Запускается он дистанционно с кнопки на панели управления. Он всегда сухого типа с электрическим раздувом (весьма шумным по отзывам российских владельцев). Воздуховоды проложены под полом и имеют выход через вентиляционные решетки в полу. Это несомненный плюс, так как подполье всегда отапливаемое и нет необходимости утеплять баки и водяные коммуникации. А еще это приятно, когда теплый воздух греет ноги! В больших прицепах часто встречается дополнительный электрокамин, оформленный в виде настоящего камина!

7. Электроснабжение. Оно другое. Напряжением 100-127 вольт и 60 герц с электрическими вилками типа А и В. Наш привычный стандарт: 220-240 вольт и 50 герц с вилками типов С-М. При подключении к внешнему источнику электропитания на стоянке обязательно будет нужен переходник с американского на европейский стандарт. Питание потребителей в прицепе в наших реалиях решается установкой повышающих трансформаторов и покупкой переходников для пользования привычной нам бытовой техникой. Но не для мощных потребителей типа утюга или микроволновки. Для них необходимо оборудовать в прицепе отдельную линию целиком под наш стандарт. Приблизительный предел мощности потребителя который будет работать через переходник от штатной розетки прицепа при установке повышающего трансформатора - 1,5 квт.

Еще имеется аккумуляторный отсек для 12 вольтовых АКБ. Их энергия используется только для резервного освещения внутри прицепа и для работы электроприводов домкратов и слайдеров (при их наличии). Для питания всех остальных потребителей на борту часто имеется штатный генератор мощностью не менее 3,5 квт! Его питание может быть различным. Бензин, дизель или LPG (пропан-бутановая смесь по нашему). Самый тихий из трех видов генераторов, это газовый. Но он же и самый дорогой!

В последнее время всё чаще в штатную комплектацию прицепов входит солнечная панель со всем к ней полагающимся набором приборов которая служит исключительно для поддержания заряда бортовых АКБ.

8. Кондиционер всегда входит в стандартное оснащение всех прицепов. Как правило он накрышный. В больших прицепах их может быть два. При этом разводка холодного воздуха в прицепах подороже осуществляется по воздуховодам в потолке, а следовательно потолок тоже двойной! Что очень красноречиво говорит о тепловом комфорте таких домиков. В более дешевых прицепах один потолочный блок осуществляет общий раздув охлажденного воздуха по всему салону.

9. Оснащение. Очень богатое. Входные двери всегда широкие с обязательной, минимум механической, подножкой. Вторая антимоскитная дверь всегда есть по умолчанию. Мебель, как правило деревянная, а столешницы на кухне каменные. В санузлах нередко установлена небольшая сидячая ванна! Очень редко в небольших прицепах санузел и душевая кабина совмещены. Как правило душ всегда отдельно и он большой! Часто в базе встроенный пылесос. Про любимую фишку американцев - отдельную внешнюю кухню с грилем и холодильником знает любой интересующийся караванингом. А телевизоры напротив каждого лежачего места и кухонного стола - это вообще притча во языцех. Недоразумений в виде холодильников на 30 литров как в европейских прицепах вы не найдете. Только если встроенный во внешний кухонный блок. Внутри они большие, всегда двухкамерные с отдельным морозильником и работают от газа и электричества.

Из открытых интернет-источников. По центру гостиной выход тепловой вентиляции.
Из открытых интернет-источников. По центру гостиной выход тепловой вентиляции.

Особый шик американских прицепов - мощная большая маркиза с электроприводом, которая не боится порывов ветра и часто имеет функцию автоматического складывания при превышении параметров ветровой нагрузки.

Встроенная аудиосистема с выносными всепогодными динамиками, антенный вход (анахронизм )))), выносные подключения для газового гриля, лестницы на крышу, внешняя подсветка, электропривод ступеньки, домкратов и фаркопного "хайджека" (не надо ручку крутить, чтобы снять с шара)всё это, как правило, входит в стандартное оснащение.

В поражающих воображение трехосных гигантах массой 8-10 тонн помимо гаражей для мототехники и трансформируемых лоджий есть бак для топлива объемом около 130 литров и топливораздаточная колонка для заправки этой самой мототехники!!! Правда эксплуатация таких мастодонтов в нашей стране запрещена. У них превышен габарит по ширине. Да и тягач, способный таскать такого монстра тоже только один: Форд F-450.

Вот только самое общее и краткое описание технической составляющей американских жилых прицепов.

Плюсы и минусы каждый для себя определит сам, исходя из своих предпочтений. Кому-то важнее надежность и простота обслуживания, для кого-то в приоритете комфорт и оснащенность техникой.

Лично я считаю, что без соответствующей инфраструктуры эксплуатировать их у нас в стране хлопотно и сложно. Да и судя по конструктиву, не понравится этим заокеанским творениям наша русская зима. Но такая техника у нас в стране есть. Я видел ее и в Ялте и в Приморье. Сложность и дороговизна доставки и растаможки пока делают владение такими прицепами у нас в стране уделом очень состоятельных граждан.

Пишите, что вы думаете об американских прицепах и их эксплуатации в наших условиях. Если у вас есть опыт владения, то поделитесь им в комментариях.

А это наши путешествия:

Первая поездка с караваном в Крым.

На Дальний Восток с караваном.

Поездка по историческим местам страны и немного моря!

Ждем от Вас оценки рассказа, диалога по теме и подписки на канал!

Всем Добра и исполнения желаний!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц