Найти тему
Любопытный Паганель

К вопросу, была ли Абхазия независимой от Грузии: традиции, похороны и быт абхазов глазами европейцев XV-XVI в.

Оглавление

Не утихают споры: Была ли Абхазия в прошлом независима или это часть грузинского царства. Каждая сторона выдвигает свои аргументы. Недавно попался на глаза скан научной статьи "Статус Абхазии в составе Грузии" под авторством М. Лордкипанидзе и Г. Отхмезури 2010 года. И тут у Паганеля пригорело...

Оба автора - доктора исторических наук Тбилисского гос. университета. Поэтому, к гадалке не ходи, понятно, какая в статье будет риторика.

Не буду тратить время читателей, озвучу пару тезисов грузинских историков:

"В средневековой Грузии абхазом считался грузин, проживающий на этой территории."

"На картах, составленных, европейцами XVI в., нет Абхазии."

"Нет государственности, так как католический миссионер Ламберти писал, что абхазы живут в горах, городов не строят."

Да и вообще, этническая общность "апсны" - переселенцы (чуть ли не с адыгскими корнями), которые там никогда не жили, а в XV-XVII "понаехали" и ассимилировали коренных жителей - грузин и мегрелов.

"Абхазия- исконно грузинская земля, которая всегда входила в состав грузинского государства."

Ну-ну, типичный пример профанации истории в угоду идеологии. Кому интересно, вот моя статья - краткий экскурс в историю Абхазии:

Холера спасла Абхазию от арабов! византийская Трахея - Анакопийская крепость в Новом Афоне. Время удивительных историй
Любопытный Паганель5 августа 2020
Так или иначе, Паганель завёлся с пол-оборота и решил обратиться к источникам, почитать, что писали европейцы тех лет про Абхазию. И достаточно скудные данные от двух путешественников-священников никак не подтверждают, что Абхазия была частью Грузии - эти земли и народ выделяют в записках отдельно. Что касается, отсутствие городов, надо с великим скепсисом относится к некоторым описаниям, так как, вполне возможно, европейцы никогда и не были на территории Абхазии, а свои записи сделали на основании рассказов мегрелов, у кого они останавливались.

Иоанн де Галонифонтибус

"Книга познания мира" 1404 год (LIBELLUS DE NOTATIA ORBIS)

Изображение путешественника не сохранилось, поэтому гравюра доминиканца на территории современной Беларуси
Изображение путешественника не сохранилось, поэтому гравюра доминиканца на территории современной Беларуси

Иоанн де Галонифонтибус - доминиканец, путешествующий дипломат, архиепископ персидского города Сольтание. Знал несколько восточных языков. Его труд интересен, как историко-этнографический обзор кавказских народов того времени.

ТАТЫ И ГОТЫ. ВЕЛИКАЯ ТАТАРИЯ: КУМАНИЯ, ХАЗАРИЯ И ДРУГИЕ НАРОДЫ КАВКАЗА

"За (Черкесией) находится Абхазия, малая, холмистая страна. Она располагает множеством животных и прекрасным вином. Они не употребляют хлеб или пшеницу, они никогда не имели их, они варят перемолотое просо (кукурузу) в глиняных сосудах, без соли, и вот это они едят вместо хлеба.

Они не интересуются проблемами души и в вере они следуют грузинам. Они имеют свой собственный язык. Они искусны в выделке сукна, холста и шелка."

АРКАНДЖЕЛО ЛАМБЕРТИ

ОПИСАНИЕ КОЛХИДЫ ИЛИ МИНГРЕЛИИ

-3

Изображения его не сохранилось. Известно, что Отец Ламберти родился в Неаполитанском королевстве. Став миссионером, отправился сеять зёрна католицизма в земли Мингрелии. Изучил и, вернувшись домой, издал труд под заглавием: Relazione della Colchide, oggi detta Mengrella. Napoli, 1654.

Абхазцы.

"С северной стороны, ближе всех (к Мингрельцам), живут те Кавказцы, которых Турки называют Абазами (Abassas) или Абкассами. Они хорошо сложены, довольно соразмерного роста, с хорошим цветом лица, ловки сильны и способны к перенесению всех трудов.

Их страна здорова, приятна, изрезана холмами, весьма плодородными и очень богатыми. Они разводят большие стада, живут охотой и молочными скотами; не едят рыбы, хотя ее у них великое изобилие, а в особенности не любят до отвращения раков, издеваясь часто над своими соседями Мингрельцами, которые приготовляют из них лучшее кушанье.

Они не живут ни в городах, ни в башнях, но 15 или 20 семейств соединяются вместе и, выбрав вершину какого-нибудь холма, ставят на ней хижины и окружают их плетнем и глубокими рвами. Так поступают они для того, чтобы не подвергаться нападение даже туземцев."

☕ Прервёмся на минуту! В книге была и карта, состоящая из двух частей.

-4

Любопытно. Начал её детально изучать. Прикладываю левую часть в высоком разрешении (можно два раза кликнуть на картинку, чтобы увеличить)

-5

Так вот, в самом левом углу есть поселение Satamascia. Это Генуэзская торговая фактория в окрестностях Себастополиса (Сухума), а точнее фактория Санто-Томассо в окрестностях села Тамыш.

Про генуэзцев я тоже писал (стал уже каким-то этнографом Абхазии):

Средневековая Абхазия- филиал работорговли Генуэзской республики на Кавказе. Посетите крепость Сан-Томмазо в Кындыге
Любопытный Паганель3 августа 2020

☝ Складывается ощущение, что дальше Сухума достопочтенный отец Ламберти и не выбирался. Поэтому, скепсис нам поможет.

Продолжаем, заслуживает внимания похоронный обряд:

"Они стараются похищать один другого и обращать в рабство для того, чтобы продать туркам, которые за красоту высоко ценят рабов из этого народа.

Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева (dans un tronc d'arbre qu'ils ont ereuse), который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего, а чтобы послать на тот свет коня, гоняют его во всю прыть от этого дерева до тех пор, пока тот не околеет. Если он издохнет скоро, то говорят, что хозяин любил его сильно; если же, напротив, он долго не издыхает, то говорят, что покойник этим показывает, как мало заботился о нем."

👉 Спасибо за внимание. Помните, что ваша подписка греет самооценку автора и мотивирует его не лежать на печи.

-6