Найти тему
Коминформбюро

ЦЕНА "ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


Спекулирование на понятии "экономической целесообразности" широко распространено в наши дни. Вместе с тем, само это понятие относительно. Нет никакой экономической целесообразности "вообще". Экономическая целесообразность существует только в прочной увязке с поставленными перед ведущими организованную хозяйственную деятельность людьми, задачами.

Наиболее наглядно данный тезис раскрыл И. В. Сталин в своей работе "Экономические проблемы социализма в СССР". Сформулировав основные экономические законы соответственно капиталистического и социалистического обществ, он показал разницу между целями и задачами экономической деятельности этих обществ, обозначил "систему координат", в которой отсчитывается мера экономической целесообразности в капиталистическом мире и в какой следует отсчитывать её при строительстве социализма.

Если при капитализме приоритетом является прибыль, выраженная во всеобщем эквиваленте - деньгах, драгоценных металлах, ценных бумагах и иных формах омертвлённого труда, то при социализме во главе всего стоит человек и его насущные потребности. Хозрасчёт, соответственно, подчиняется этой главной задаче, помогает выполнить её наиболее эффективно расходуя наличные средства, но никак не играет главной роли.

Незнание, непонимание этого простого, на вид, правила, а то и сознательное его игнорирование приводит хозяйственную деятельность социалистического общества в трясину буржуазной реставрации и может обернуться тяжкими последствиями. Ярким примером подобных последствий служит история Главного Туркменского канала и связанная с ней трагедия Аральского моря, последствия которой не могут быть преодолены до сих пор.

Строительство Главного Туркменского канала было начато в 1951 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 сентября 1950 года. Канал был важной частью сталинского плана преобразования природы. Целью строительства было связать реки Европейской части СССР с бассейном рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья через Аральское море, а также оросить и обводнить до 1300 тыс гектаров новых земель. Согласно постановлению, канал должен был пройти в обход Сарыкамышской котловины через пустыню Кара-Кумы по древнему руслу реки Узбой.

Около 150 тысяч лет назад, в результате закупорки древнего русла реки Аму-Дарья песчаными отложениями, её направление отклонилось к северу в сторону Арала и Сарыкамыша. В это же время подъём уровня Каспийского моря на 75 метров привёл к затоплению всей западной половины Кара-Кумов. Аму-Дарья постепенно заполнила Сарыкамышскую впадину и пробила себе путь на юг к древнему Каспию. Когда же море стало вновь отступать, русло новой реки удлинялось на запад. Так образовалась река Узбой.

Примерно 3 тысячи лет назад Аму-Дарья снова сменила направление на север и влилась в Аральское море. Узбой постепенно пересох, окружающая его, некогда очень плодородная равнина, превратилась в пустыню. Вместе с тем, плодородия эти земли не утратили по сию пору, а прекрасно сохранившееся русло издавна наводило учёных на мысль, чтобы вернуть в него воду. Именно такую задачу в 1950 году поставило правительство СССР.

Главный Туркменский канал на схеме гидротехнических сооружений, проектируемых в рамках сталинского плана преобразования природы.
Главный Туркменский канал на схеме гидротехнических сооружений, проектируемых в рамках сталинского плана преобразования природы.

Работам предшествовали длительные научные изыскания. Экспедиции конца 40-х годов позволили прояснить историю образования и исчезновения Узбоя, исследования грунта - песков, солончаков, террас мелкоземельных почв непосредственно на берегах древней реки - определить перспективы их использования после обводнения.

Так 80-90 тыс га мелкоземельных почв планировалось засеять люцерной и зерновыми культурами, хорошо сохраняющие влагу песчаники с ценной для выпаса скота осокой использовать для животноводства, 300 тыс га на левобережье и 500 тыс га на правобережье Аму-Дарьи отводились под хлопководческие поля. Часть земель отводилась под виноградники, финиковые пальмы, сахарный тростник, каучуконосы и т.д. В юго-запданой части канала планировалось выращивать лимоны, апельсины, маслины, инжир, гранаты.

Исходным сооружением ГТК по проекту должна была стать Тахиа-Ташская плотина, южнее Аральского моря она сковала бы реку и отвела 25% её вод на юго-запад, по проложенному мощными экскаваторами и земснарядами каналу к древнему руслу Узбоя, далее по руслу до самого Каспия, где с помощью системы шлюзов обеспечивался проход судов без сброса воды в море. От русла Узбоя по долине планировалось развести сеть каналов, обеспечивающих орошение хлопководческих и рисовых полей. По всей протяжённости берега канала должны были быть укреплены сетью лесозащитных полос - от размывания русла и выветривания почв.

Инфраструктура Главного Туркменского канала по проекту 1950-51 гг.
Инфраструктура Главного Туркменского канала по проекту 1950-51 гг.

Фактически проект ГТК был не просто каналом, предусматривалось комплексное развитие огромной территории. Энергия тока воды по каналу должна была быть использована для сооружения трёх гидроэлектростанций, которые питали бы многочисленные совхозы, колхозы и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

Дополнительные мощности планировалось получить за счёт строительства малых ГЭС на отдельных оросительных каналах, тепловых электростанций и ветроэнергетики. К 1957 году, когда канал должен был быть сдан в эксплуатацию, на месте пустыни закипела бы жизнь. Но и до этого срока, территории по мере прокладки канала должны были развиваться и вовлекаться в оборот - так была разработана технология строительства.

Процесс строительства ГТК по проекту 1950-51 гг. Освоение земель должно было идти параллельно со строительством.
Процесс строительства ГТК по проекту 1950-51 гг. Освоение земель должно было идти параллельно со строительством.

К сожалению, всем этим планам не суждено было сбыться. 5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. Равного ему по масштабу руководителя, столь же преданного делу строительства коммунизма, в ослабленной войной и, связанным с ней идеологическим разложением, партии не нашлось.

Один из новоявленных "вождей" не разоблачённый вовремя по "мингрельскому делу" предатель - Лаврентий Берия, пытавшийся сразу после смерти Сталина сколотить себе дешёвый авторитет, выпустив из лагерей тысячи преступников, вынашивал планы капиталистических преобразований в СССР. Стройки коммунизма он считал "экономически неэффективными".

Особого труда, чтобы убедить, столь же мелких мыслью Маленкова и Хрущёва в необходимости свернуть работы по ГТК прилагать не пришлось. Уже в конце марта 1953 года, после 2 лет подготовительных работ, постройки железной дороги, нескольких теплоэлектростанций и всей потребной для начала проходки канала инфраструктуры, строительство было остановлено.

Кремлёвские "купцы" сделали ставку на извлечение быстрой прибыли, на капиталистическое понимание "экономической эффективности". Вместо постепенного улучшения имеющихся пахотных земель, тщательного, научно обоснованного освоения новых, они вознамерились решить проблему нехватки хлеба масштабной распашкой целины, а нехватку хлопка - отводом для орошения вод Аму-Дарьи в более густонаселённые районы пустыни Кара-Кум на её юго-востоке.

Новый проект канала, получивший название Каракумского, предусматривал прорыть заново 1400 километров русла среди песков. Всего 4 очереди канала должны были отобрать у Аму-Дарьи около половины её стока, вместо 25% по проекту ГТК.

Каракумский канал лишь частично судоходен, какого бы то ни было развития территорий вокруг него не предполагалось. Попытка изыскательских работ для постройки ГЭС не увенчалась успехом. Поспешно разработанный всего за 1 год этот проект по всем статьям уступал ГТК, однако это была только половина беды.

Первоначально, после ввода в эксплуатацию первых очередей Каракумского канала, наблюдалось только засоление и порча земель вдоль его русла. Но по мере увеличения расхода воды, тревожные сигналы стали приходить от Аральского моря.

В 1988 году строительство всех 4-х очередей Каракумского канала было завершено. После этого Арал начал таять на глазах. Рвавшаяся к власти в союзных республиках буржуазия не преминула использовать проблему для антисоветской агитации. Забыв при этом упомянуть, что причины катастрофы были самыми, что ни на есть капиталистическими - жаждой быстрой и лёгкой прибыли от продажи хлопка.

Каракумский канал (1954 - 1988) - главная причина гибели Аральского моря
Каракумский канал (1954 - 1988) - главная причина гибели Аральского моря

Закономерно, что распад СССР и окончательный слом социалистической системы лишь усугубили проблему. Хлопководческие бароны не только не уменьшили, но ещё более увеличили отбор воды из Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. Оросительные системы годами не претерпевали модернизации. Вода долгие годы просто уходит в песок, не доходя до Арала.

По причинам "экономической целесообразности", дабы спасти лов рыбы в Аральском море его разделили плотинами на несколько частей в течение 90-х 2000-х годов. В результате море практически исчезло с карты мира. На обнажившемся дне и прилегающих к нему территориях разразилась экологическая катастрофа.

Динамика исчезновения Аральского моря.  Хорошо заметно резкое ускорение в начале 1990-х годов (1988 - завершение постройки Каракумского канала, 1991 - распад СССР)
Динамика исчезновения Аральского моря. Хорошо заметно резкое ускорение в начале 1990-х годов (1988 - завершение постройки Каракумского канала, 1991 - распад СССР)

Сегодня буржуазные политики и их придворная "наука" хором твердят - "спасти Арал невозможно". На самом же деле спасать его просто "неэффективно". Ведь одна модернизация оросительных систем могла бы вернуть морю значительную часть, питавших его некогда вод. Но это потребовало бы огромных трат, которые буржуа нести не готовы.

И уж тем более почти никто теперь не вспоминает про проект ГТК, который позволял увеличить производство хлопка в 38 раз не разрушая сложившуюся экосистему, но наоборот возвращая к жизни территории, превышающие по площади современную Швейцарию.

Мы говорим "почти" потому, что не так давно вышла в свет монография узбекского буржуазного учёного А. А. Жолдасова в которой он поносит ГТК как расточительную стройку, на которой применялся "рабский труд" и процветало масштабное воровство. Впрочем, в самом начале своей работы Жолдасов честно пишет, что ни единой ссылки на архивные документы предоставить не может т.к якобы "утерял" их в 1990-е годы. Потому, "творение" его смело отнесём к другому подобному же постперестроечному антисоветскому хламу.

Хотя даже такой предвзятый автор вынужден признать - будь ГТК построен Аральское море сохранилось бы. Его уровень упал бы на 6-7 метров и произошло бы это только через 200-300 лет...

На дне бывшего Аральского моря...
На дне бывшего Аральского моря...