В конце 19 века Шерлок Холмс стал воплощением идеального сыщика. Тем не менее, даже писатель сэр Артур Конан Дойл заявил, что Холмс был лишь «вторым по значимости экспертом в Европе». Его превзошел настоящий французский полицейский по имени Альфонс Бертильон.
Работая в парижском полицейском участке, Бертильон придумал способ максимально точно идентифицировать рецидивистов по антропологическим данным и стал первым, кто сфотографировал место преступления. Без преувеличения можно сказать, Бертильон произвел революцию в криминологии.
Однако были в карьере гениального криминалиста и серьезные промахи, многие из которых он не признал даже на смертном одре.
Что было до метода Бертильона
Первые полицейские управления, финансируемые государством, появились во Франции в начале 19 века. В распоряжении детективов не было ничего, что могло бы помогать им быстро разыскивать виновных в преступлениях.
Нарушителей закона отслеживали, внимание(!), по имени и внешним данным, которые могли описать свидетели. Эти показатели подходили под каждого встречного, поэтому ложных обвинений было очень много. А настоящие преступники разгуливали на свободе и продолжали свою преступную деятельность.
Подозреваемый просто менял имя, стригся налысо. И все, найти его с помощью примитивных методов было невозможно.
Однако в первое десятилетие полиция все же обратилась к новой технологии под названием фотография. Теперь полицейские делали фотоснимки и отправляли их в так называемую «галерею жуликов».
И все бы ничего, но не было никакой системы, которая позволяла бы быстро и просто пользоваться фотоматериалами. Детективы вынуждены были листать фотографии и сравнивать их с описаниями подозреваемых. Но и это не давало особых результатов.
В 1879 году префектура полиции Парижа собрала 80 000 фотографий и пять миллионов рукописных файлов с криминальными данными. Это был полный хаос.
Полиции срочно нужно было найти способ систематизировать информацию и создать инструмент для простой и действенной идентификации людей.
Светлая голова Альфонса Бертильона
Альфонс Бертильон родился в 1853 году в семье врача. Он использует междисциплинарный опыт своего отца и применит передовые научные достижения в области антропометрии для раскрытия преступлений.
Но это будет позже. А пока сын уважаемого врача, статистика и вице-президента Парижского антропологического общества Луи Адольфа Бертильона поступает на службу в Кабинет судебной идентификации.
Но даже это незавидное место писаря он смог получить только благодаря семейным связям. Ведь на день поступления в префектуру в 1879 года его успели исключить из трех лучших школ Франции, уволили из банка и лишили практики домашнего учителя. К тому же Бертильон был замкнут и недоверчив, страдал носовыми кровотечениями и приступами мигрени.
Перед ним прошли десятки тысяч фотографий и записей, в которых то и дело повторялось: «высокого», «низкого», «среднего» роста, «лицо обычное», «никаких особых примет». Описания подходили к тысячам людей. Бертильон понимал, что все это напрасная трата времени, средств и усилий людей. Полиции нужна более эффективная идентификация арестантов.
Рождение метода Бертильона
Бертильон решил обратиться к антропометриии — одному из основных методов антропологического исследования, заключающийся в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения.
Детектив понимал: маловероятно, что у двух разных преступников будут одинаковые физические размеры. Они могут изменить имя, рассуждал Бертильон, но не смогут изменить длину своего среднего пальца или левой ноги.
Весь процесс создания антропометрического метода занял месяцы.
Как обычно, все новаторское с трудом прокладывает себе дорогу. По началу полиция сопротивлялась внедрению метода Бертильона. Многие смеялись над идеей отслеживать преступников, измеряя и сравнивая их форму ушей и носов.
Но Бертильон упорно шел вперед, понимая, что его метод может сделать серьезный прорыв в идентификации преступников.
С разрешения начальства он взялся подробно обмерять арестованных. Измеряя рост, длину и объем головы, длину рук, пальцев, стоп, он убедился, что размеры отдельных частей разных лиц могут совпадать, но размеры четырех, пяти частей одновременно не бывают одинаковыми.
Бертильон пришел к выводу, что для сочетания 14 единиц измерения (рост, длина верхней части туловища, окружность и длина головы, длина ступней, рук, пальцев и ушей и т.д.) взрослого человека шанс совпадения по теории вероятности равен 1 : 286 435 456. Если производить тщательный обмер каждого преступника и аккуратно заносить результаты в личные карточки, станет возможна безошибочная идентификация.
Это и было основой метода.
На «антропометрию» обратили внимание, когда Бертильон доказал ее действие на практике, поймав воришку за 3 месяца. Для тех лет, не имея большой наработанной базы – это был потрясающий результат.
Вскоре Бертильон был назначен «директором полицейской службы идентификации».
С этого момента всякий раз, когда полиция арестовывала подозреваемых в Париже, они записывали измерения человека в учетную карточку. Затем полиция систематизировала карточки по размерам разных частей тела, чтобы им было быстро и просто определить, был ли «Джон Смит» тем же человеком, осужденным за ограбление, или кем-то еще. Благодаря системе Бертильона удалось избежать тысяч судебных ошибок и сотен смертей.
Бертильон впервые применил фотографию в детективной деятельности
Метод Бертильона не ограничивался измерениями. Он также решил делать фотографии каждого преступника в профиль и анфас.
Фотографировали подозреваемых и раньше. Арестантов снимали в разных масштабах, с разных точек и через разную оптику. Но это больше походило на творческую фотосессию задержанного. Бертильон же ввел понятие полицейской фотографии. В результате собственных фотоопытов он пришел к выводу, что каждого арестованного необходимо фотографировать дважды анфас и в профиль.
Причем снимать следовало с одинакового расстояния, при одинаковом освещении и так, чтобы голова преступника была зафиксирована в одном и том же положении. Он даже разработал специальное вращающееся кресло.
Полицейские фотографы были в шоке ведь их лишили творческого процесса, а они действительно считали себя художниками.
В первый же год после введения полицейской фотографии в практику Бертильон использовал свою систему для сортировки открытых дел и выследил более 241 рецидивистов. Метод фотографирования Бертильона стал даже более популярным, чем его измерительная система.
«Улыбка студии Бертильона» так на сленге преступников обозначали арест.
Фотографирование места преступления
Помимо фотографий и измерений, Бертильон разработал точный метод документирования мест преступления с помощью фотографии. Он установил камеру на высокий штатив, чтобы записывать и обследовать каждую сцену до того, как следователи начнут работу.
Известный как «метрическая фотография», Бертильон также использовал сетки для записи размеров места преступления и объектов на нем.
Закат метода Альфонса Бертильона и рассвет дактилоскопии
Хотя метод Бертильона вывел полицейских совершенно на новый уровень контроля преступности, у него были достаточно весомые минусы. Например, он не работал с несовершеннолетними правонарушителями, размеры которых менялись с возрастом. То же самое было и с подозреваемыми старшего возраста. К тому же измерительные инструменты нужно было регулярно калибровать, и только обученный техник мог проводить точные измерения.
Но Бертильон не видел или не хотел видеть недостатков в собственной системе, он считал ее идеальной, а свой авторитет в криминалистике незыблемым.
Поэтому неудивительно, что он нещадно критиковал анализ почерка и снятие отпечатков пальцев, которые в конечном итоге превзошли его метод.
Метод дактилоскопии, как способ регистрации преступников в целях их последующего распознавания, предложил Эдвард Генри.
Через 10 лет система отпечатков стала практиковаться во всей Европе. Но только не во Франции, где отделом идентификации руководил ее главный противник.
Кража века и великий позор Бертильона
Благодаря своему методу Альфонс Бертильон раскрыл много преступлений, в том числе нашел преступников, устроивших взрывы на бульваре Сен-Жермен и в доме на Рю-де-Клиши, которые потрясли Францию.
Однако раскрыть преступление, которое французы восприняли как оскорбление нации и жаждали расправы над преступником Бертильон, увы, не смог. В августе 1911 из Лувра была украдена картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
От гуру криминалистики ждали быстрых результатов. В очередной раз облазив место преступления, Бертильон нашел единственную улику отпечаток пальца.
Только в декабре 1913 года похититель обнаружил себя, попытавшись продать «Джоконду» флорентийскому антиквару. Им оказался итальянский художник Винченцо Перруджиа. Более двух лет «Мона Лиза» лежала под кроватью в каморке, находившейся в нескольких километрах от Лувра.
К великому позору Бертильона, оказалось, что Перруджиа не раз подвергался аресту и как раз его отпечатки уже хранились в архиве. Кражу века можно было раскрыть за несколько часов. Альфонс впервые пожалел о том, что долгое время препятствовал дактилоскопии.
В карьере Альфонсо были и другие ошибки, связанные с тем, что он отрицал разные методы криминалистических исследований.
Например, Бертильон выступал в качестве эксперта и, не заметив фальсификации результатов почерковедческой экспертизы, спровоцировал судебную ошибку. Капитан французской армии Дрейфус был объявлен немецким шпионом и сослан на Чертов Остров.
В начале 20 века антропометрический метод Бертильона пришел в упадок. Сразу после его смерти во Франции была введена новая система идентификации — дактилоскопия.
Тем не менее, сегодня Бертильон известен как один из основоположников судебной медицины. До сих пор в современной полиции используются два важных инструмента, которые ввел Альфонс Бертильон: полицейский снимок и фотографии с места преступления.
Фото взяты из открытых источников сети Интернет.