Найти в Дзене
Ирина Пичугина

СОВЕСТЬ СОКРАТА. ФИЛОСОФИЯ И СТИХИ.

Оглавление

Люди, конечно, своеобразные существа...

Что может вызвать их одобрение или неодобрение?

Уважение или неуважение?

Вот посмотрите - наблюдение с натуры...и в стихах...

Самуил Маршак (из переводного)

"Не так"

Что ни делает дурак,

Все он делает не так.

Начинает не сначала,

А кончает как попало.

С потолка он строит дом,

Носит воду решетом,

Солнце в поле ловит шапкой,

Тень со стен стирает тряпкой,

Что ни делает дурак,

Все он делает не так.

И не вовремя он рад,

И печален невпопад.

На пути встречает свадьбу

Тут бы спеть и поплясать бы,

Он же слезы льет рекой

И поет за упокой.

Как схватили дурака,

Стали мять ему бока,

Били, били, колотили,

Чуть живого отпустили.

«Ишь ты, — думает дурак,

Видно, я попал впросак.

Из сочувствия к невесте

Я поплакал с нею вместе.

Ладно, в следующий раз

Я пущусь на свадьбе в пляс!»

Вот бредет он по дороге,

А навстречу едут дроги.

Следом движется народ,

Словно очередь идет.

Поглядел дурак на пеших.

«Ну-ка, — думает, — утешь их,

Чтоб шагали веселей

За телегою своей!»

Сапожком дурак притопнул,

О ладонь ладонью хлопнул

Да как пустится плясать,

Ногу об ногу чесать!

Взяли люди дурака,

Стали мять ему бока,

Били, били, колотили,

Полумертвым отпустили.

«Вишь ты, — думает дурак,

Я опять попал впросак.

Больше я плясать не стану

Да и плакать перестану.

Ладно, с завтрашнего дня

Не узнаете меня!»

И ведь верно, с той минуты

Стал ходить дурак надутый.

То и дело он, дурак,

Говорит другим: — Не так!

Он не плачет и не пляшет,

А на все рукою машет.

Постороннему никак

Не узнать, что он дурак.

Дети буквы пишут в школе

Да и спросят: — Хорошо ли?

Поглядит в тетрадь дурак

Да и вымолвит: — Не так.

Шьют портнихи на машинке,

Шьют сапожники ботинки.

Смотрит издали дурак

И бормочет: — Всё не так!

И не так селедок ловят,

И не так борщи готовят,

И не так мосты мостят,

И не так детей растят!

Видят люди, слышат люди,

Как дурак дела их судит,

И подумывают так:

«Что за умница дурак!»

А кто лучше других изучил эту изменчивую и противоречивую натуру обычного человека, как не "овод Афин", босоногий мудрец Сократ (469—399 гг. до н. э.)?

Чаша с цикутой для Сократа (Картина Жака Луи Давида)
Чаша с цикутой для Сократа (Картина Жака Луи Давида)

Древний киник, философ агоры (базара), учитель рафинированного себялюбца Платона и верного Ксенофонта...правителя Алкивиада, (политический оппортунизм которого довел до измены родному городу)...Сократ был другом прославленного в веках Перикла и супруги того, Аспазии, и входил в узкий кружок близких им людей.

Дельфийским оракулом Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых в Греции”.

Сократ первым провозгласил ограниченность человеческого интеллекта. Ему принадлежит известная сентенция : “Я знаю, что ничего не знаю”.

Сократ - величайший философ своего времени, считается автором метода "диалектического диалога или спора".

Он - тот человек, который сосредоточил свой взгляд на человеке и причинах, побуждающих людей поступать так, а не иначе.

В молодости Сократ показал себя смелым и отважным воином. Его доблесть и в бою, и в полёте мысли, завоевала ему много прославленных друзей...и могущественных врагов...Что гораздо более существенно в жизни человека...

Сначала наступила власть олигархата Тридцати и пора крови и казней.

Вот Платон приводит рассказ Сократа:

«…А когда наступила олигархия, то и Тридцать в свою очередь призвали меня и еще четверых граждан в Круглую палату и велели нам привезти из Саламина саламинца Леонта, чтобы казнить его. Многое в этом роде приказывали они делать и многим другим, желая отыскать как можно больше виновных. Только и на этот раз опять я доказал не словами, а делом, что для меня смерть, если не грубо так выразиться, — самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного и безбожного — это для меня самое главное. Таким образом, как ни могущественно было это правительство, а меня оно не испугало настолько, чтобы заставить сделать что-нибудь несправедливое, но, когда вышли мы из Круглой палаты, четверо из нас отправились в Саламин и привезли Леонта, а я отправился домой.

И по всей вероятности, мне пришлось бы за это умереть, если бы правительство не распалось в самом скором времени»

(Платон. Апология Сократа. 32 cd).

Ксенофонт так же сообщает нам о беседе Сократа с правителями, показывая мягкую издёвку Сократа, толкающего собеседников к нелепым высказываниям и открывающим для самих себя гротескность своих требований и высказываний:

«Они (Критий и Харикл) призвали Сократа, показывали ему закон и запретили разговаривать с молодыми людьми.

Сократ спросил их, можно ли предложить им вопрос по поводу того, что ему непонятно в этом объявлении. Они отвечали, что можно.

Хорошо, сказал Сократ, я готов повиноваться законам; но, чтобы незаметно для себя, по неведению, не нарушить в чем-нибудь закона, я хочу получить от вас точные указания вот о чем: почему вы приказываете воздерживаться от искусства слова, — потому ли, что оно, по вашему мнению, помогает говорить правильно или неправильно? Если — говорить правильно, то, очевидно, пришлось бы воздерживаться говорить правильно; если же — говорить неправильно, то, очевидно, надо стараться говорить правильно.

Харикл рассердился и сказал ему: Когда, Сократ, ты этого не знаешь, то мы объявляем тебе вот что, для тебя более понятное, — чтобы с молодыми людьми ты вовсе не разговаривал.

На это Сократ сказал: Так, чтобы не было сомнения, определите мне, до скольких лет должно считать людей молодыми.

Харикл отвечал: До тех пор, пока им не дозволяется быть членами Совета, как людям еще неразумным: и ты не разговаривай с людьми моложе тридцати лет.

И когда я покупаю что-нибудь, спросил Сократ, если продает человек моложе тридцати лет, тоже не надо спрашивать, за сколько он продает?

О подобных вещах можно, отвечал Харикл, но ты, Сократ, по большей части спрашиваешь о том, что знаешь; так вот об этом не спрашивай.

Так, и не должен я отвечать, сказал Сократ, если меня спросит молодой человек о чем-нибудь мне известном, например, где живет Харикл или где находится Критий?

О подобных вещах можно, отвечал Харикл.

Тут Критий сказал: Нет, тебе придется, Сократ, отказаться от этих сапожников, плотников, кузнецов: думаю, они совсем уж истрепались оттого, что вечно у тебя на языке.

Значит, отвечал Сократ, и оттого, что следует за ними, — от справедливости, благочестия и всего подобного?

Да, клянусь Зевсом, сказал Харикл, и от пастухов; а то смотри, как бы и тебе не пришлось уменьшить числа коров.

Тут-то и стало ясно, что им сообщили "Рассуждение о коровах" и что они сердились за него на Сократа» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 1.2. 33–38).

"Рассуждение о коровах" - известная критика Сократа на эту власть.

Босоногий мудрец, в юности - учитель некоторых из Тридцати по сути высмеивал их и противостоял им.

Но смерть принял из рук демократии, последовавшей за свержением олигархии 30. Удивительно, что восстановленная после свержения Тридцати демократия увидела в Сократе одного из своих главных врагов и довольно скоро нашла способ расправиться с ним. Суд и казнь Сократа состоялись в 399 год до н. э.

Официальным предлогом было то, что Сократ советовал каждому услышать голос Демония, звучащий в каждом и говорящий каждому - хорошо или плохо человек поступает. Сократ изобрёл Совесть и голос Совести... Сократа обвинили, что в круг богов Сократ кощунственно ввёл нового бога, изобретённого им самим...

Сократу было предложено выкупить свою жизнь. Но, желая преподать свой последний урок, Сократ предложил 30 оболов... Один обол -монета 0,73 грамма серебра. Драхма -6 оболов. А здоровый раб стоил 200 драхм=1200 оболов...

Сократ предложил за себя стоимость старого козла...Бессловесно воззвав к совести судей и горько смеясь над собой за наивность старого философа...

Афиняне преподнесли ему чашу цикуты.

Мои стихи о Совести и Сократе.

Нас всех ведёт по жизни совесть...

Во славу этой правоты

Испил Сократ цикуты чашу

Познав пределы доброты

Тех афинян, кто так внимали

Его прославленным речам,

И Жизнь купить - всё предлагали...

Но Смерть себе он выбрал сам.

В насмешку над "покупкой" жизни

Мерилом суеты людской,

Деньгами(!)...что ж Сократ-философ,

Решил смеяться над собой.

И выкуп он назначил знатный!

Ему примеров в жизни нет.

За жизнь свою - дал афинянам:

Тридцать серебряных монет!

Такой позорно-низкий выкуп

Совет принять никак не мог.

И вот философу агоры

Положен жизненный порог.

За что? Что город беспокоил,

Как овод? Жизнь ценил в обол?

Нет-нет философ сей наказан:

Что Совесть в круг богов он ввел!

В жару и в холод и в ненастье

Он Совесть ставил выше Счастья.

Что Совесть тот Сократ поёт,

Её "Демоний" он зовёт.

И если Совесть замолчала

в душе судей и афинян...

То смертной чашею цикуты

Сократ восславил Совесть САМ!