Люди, конечно, своеобразные существа...
Что может вызвать их одобрение или неодобрение?
Уважение или неуважение?
Вот посмотрите - наблюдение с натуры...и в стихах...
Самуил Маршак (из переводного)
"Не так"
Что ни делает дурак,
Все он делает не так.
Начинает не сначала,
А кончает как попало.
С потолка он строит дом,
Носит воду решетом,
Солнце в поле ловит шапкой,
Тень со стен стирает тряпкой,
—
Что ни делает дурак,
Все он делает не так.
И не вовремя он рад,
И печален невпопад.
На пути встречает свадьбу
Тут бы спеть и поплясать бы,
Он же слезы льет рекой
И поет за упокой.
Как схватили дурака,
Стали мять ему бока,
Били, били, колотили,
Чуть живого отпустили.
«Ишь ты, — думает дурак,
Видно, я попал впросак.
Из сочувствия к невесте
Я поплакал с нею вместе.
Ладно, в следующий раз
Я пущусь на свадьбе в пляс!»
—
Вот бредет он по дороге,
А навстречу едут дроги.
Следом движется народ,
Словно очередь идет.
Поглядел дурак на пеших.
«Ну-ка, — думает, — утешь их,
Чтоб шагали веселей
За телегою своей!»
Сапожком дурак притопнул,
О ладонь ладонью хлопнул
Да как пустится плясать,
Ногу об ногу чесать!
Взяли люди дурака,
Стали мять ему бока,
Били, били, колотили,
Полумертвым отпустили.
«Вишь ты, — думает дурак,
Я опять попал впросак.
Больше я плясать не стану
Да и плакать перестану.
Ладно, с завтрашнего дня
Не узнаете меня!»
—
И ведь верно, с той минуты
Стал ходить дурак надутый.
То и дело он, дурак,
Говорит другим: — Не так!
Он не плачет и не пляшет,
А на все рукою машет.
Постороннему никак
Не узнать, что он дурак.
Дети буквы пишут в школе
Да и спросят: — Хорошо ли?
Поглядит в тетрадь дурак
Да и вымолвит: — Не так.
Шьют портнихи на машинке,
Шьют сапожники ботинки.
Смотрит издали дурак
И бормочет: — Всё не так!
И не так селедок ловят,
И не так борщи готовят,
И не так мосты мостят,
И не так детей растят!
Видят люди, слышат люди,
Как дурак дела их судит,
И подумывают так:
«Что за умница дурак!»
А кто лучше других изучил эту изменчивую и противоречивую натуру обычного человека, как не "овод Афин", босоногий мудрец Сократ (469—399 гг. до н. э.)?
Древний киник, философ агоры (базара), учитель рафинированного себялюбца Платона и верного Ксенофонта...правителя Алкивиада, (политический оппортунизм которого довел до измены родному городу)...Сократ был другом прославленного в веках Перикла и супруги того, Аспазии, и входил в узкий кружок близких им людей.
Дельфийским оракулом Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых в Греции”.
Сократ первым провозгласил ограниченность человеческого интеллекта. Ему принадлежит известная сентенция : “Я знаю, что ничего не знаю”.
Сократ - величайший философ своего времени, считается автором метода "диалектического диалога или спора".
Он - тот человек, который сосредоточил свой взгляд на человеке и причинах, побуждающих людей поступать так, а не иначе.
В молодости Сократ показал себя смелым и отважным воином. Его доблесть и в бою, и в полёте мысли, завоевала ему много прославленных друзей...и могущественных врагов...Что гораздо более существенно в жизни человека...
Сначала наступила власть олигархата Тридцати и пора крови и казней.
Вот Платон приводит рассказ Сократа:
«…А когда наступила олигархия, то и Тридцать в свою очередь призвали меня и еще четверых граждан в Круглую палату и велели нам привезти из Саламина саламинца Леонта, чтобы казнить его. Многое в этом роде приказывали они делать и многим другим, желая отыскать как можно больше виновных. Только и на этот раз опять я доказал не словами, а делом, что для меня смерть, если не грубо так выразиться, — самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного и безбожного — это для меня самое главное. Таким образом, как ни могущественно было это правительство, а меня оно не испугало настолько, чтобы заставить сделать что-нибудь несправедливое, но, когда вышли мы из Круглой палаты, четверо из нас отправились в Саламин и привезли Леонта, а я отправился домой.
И по всей вероятности, мне пришлось бы за это умереть, если бы правительство не распалось в самом скором времени»
(Платон. Апология Сократа. 32 cd).
Ксенофонт так же сообщает нам о беседе Сократа с правителями, показывая мягкую издёвку Сократа, толкающего собеседников к нелепым высказываниям и открывающим для самих себя гротескность своих требований и высказываний:
«Они (Критий и Харикл) призвали Сократа, показывали ему закон и запретили разговаривать с молодыми людьми.
Сократ спросил их, можно ли предложить им вопрос по поводу того, что ему непонятно в этом объявлении. Они отвечали, что можно.
Хорошо, сказал Сократ, я готов повиноваться законам; но, чтобы незаметно для себя, по неведению, не нарушить в чем-нибудь закона, я хочу получить от вас точные указания вот о чем: почему вы приказываете воздерживаться от искусства слова, — потому ли, что оно, по вашему мнению, помогает говорить правильно или неправильно? Если — говорить правильно, то, очевидно, пришлось бы воздерживаться говорить правильно; если же — говорить неправильно, то, очевидно, надо стараться говорить правильно.
Харикл рассердился и сказал ему: Когда, Сократ, ты этого не знаешь, то мы объявляем тебе вот что, для тебя более понятное, — чтобы с молодыми людьми ты вовсе не разговаривал.
На это Сократ сказал: Так, чтобы не было сомнения, определите мне, до скольких лет должно считать людей молодыми.
Харикл отвечал: До тех пор, пока им не дозволяется быть членами Совета, как людям еще неразумным: и ты не разговаривай с людьми моложе тридцати лет.
И когда я покупаю что-нибудь, спросил Сократ, если продает человек моложе тридцати лет, тоже не надо спрашивать, за сколько он продает?
О подобных вещах можно, отвечал Харикл, но ты, Сократ, по большей части спрашиваешь о том, что знаешь; так вот об этом не спрашивай.
Так, и не должен я отвечать, сказал Сократ, если меня спросит молодой человек о чем-нибудь мне известном, например, где живет Харикл или где находится Критий?
О подобных вещах можно, отвечал Харикл.
Тут Критий сказал: Нет, тебе придется, Сократ, отказаться от этих сапожников, плотников, кузнецов: думаю, они совсем уж истрепались оттого, что вечно у тебя на языке.
Значит, отвечал Сократ, и оттого, что следует за ними, — от справедливости, благочестия и всего подобного?
Да, клянусь Зевсом, сказал Харикл, и от пастухов; а то смотри, как бы и тебе не пришлось уменьшить числа коров.
Тут-то и стало ясно, что им сообщили "Рассуждение о коровах" и что они сердились за него на Сократа» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 1.2. 33–38).
"Рассуждение о коровах" - известная критика Сократа на эту власть.
Босоногий мудрец, в юности - учитель некоторых из Тридцати по сути высмеивал их и противостоял им.
Но смерть принял из рук демократии, последовавшей за свержением олигархии 30. Удивительно, что восстановленная после свержения Тридцати демократия увидела в Сократе одного из своих главных врагов и довольно скоро нашла способ расправиться с ним. Суд и казнь Сократа состоялись в 399 год до н. э.
Официальным предлогом было то, что Сократ советовал каждому услышать голос Демония, звучащий в каждом и говорящий каждому - хорошо или плохо человек поступает. Сократ изобрёл Совесть и голос Совести... Сократа обвинили, что в круг богов Сократ кощунственно ввёл нового бога, изобретённого им самим...
Сократу было предложено выкупить свою жизнь. Но, желая преподать свой последний урок, Сократ предложил 30 оболов... Один обол -монета 0,73 грамма серебра. Драхма -6 оболов. А здоровый раб стоил 200 драхм=1200 оболов...
Сократ предложил за себя стоимость старого козла...Бессловесно воззвав к совести судей и горько смеясь над собой за наивность старого философа...
Афиняне преподнесли ему чашу цикуты.
Мои стихи о Совести и Сократе.
Нас всех ведёт по жизни совесть...
Во славу этой правоты
Испил Сократ цикуты чашу
Познав пределы доброты
Тех афинян, кто так внимали
Его прославленным речам,
И Жизнь купить - всё предлагали...
Но Смерть себе он выбрал сам.
В насмешку над "покупкой" жизни
Мерилом суеты людской,
Деньгами(!)...что ж Сократ-философ,
Решил смеяться над собой.
И выкуп он назначил знатный!
Ему примеров в жизни нет.
За жизнь свою - дал афинянам:
Тридцать серебряных монет!
Такой позорно-низкий выкуп
Совет принять никак не мог.
И вот философу агоры
Положен жизненный порог.
За что? Что город беспокоил,
Как овод? Жизнь ценил в обол?
Нет-нет философ сей наказан:
Что Совесть в круг богов он ввел!
В жару и в холод и в ненастье
Он Совесть ставил выше Счастья.
Что Совесть тот Сократ поёт,
Её "Демоний" он зовёт.
И если Совесть замолчала
в душе судей и афинян...
То смертной чашею цикуты
Сократ восславил Совесть САМ!