В этот грозный час на защиту завоеваний революции против армии эмигрантов и феодальных государств поднялись рабочие и ремесленники парижских предместий. Во французской деревне резко усилились выступления против сеньоров.
В это время все большее значение стал приобретать политический клуб якобинцев. Клубы этого времени выполняли роль политических партий. Якобинцы собирались в здании закрытого монастыря святого Якова, поэтому членов этой организации называли якобинцами. В этом клубе, который объединял представителей буржуазии, все большее влияние получали представители революционной буржуазии, которые прислушивались к требованиям народных масс и стали действовать вместе с народом, возглавляя его выступления.
Руководители якобинцев - скромный адвокат и публицист, убежденный защитник прав народа Робеспьер , а также Дантон, тоже юрист, человек огромной энергии, оратор , увлекавший слушателей, но неустойчивый в своих взглядах, - развили огромную деятельность, требуя низложения короля и созыва народного собрания- Конвента, избранного всеобщим голосованием, без отстранения неимущих граждан от участия в выборах.
Популярный среди мелкой буржуазии и рабочего люда Парижа Марат в своей газете «Друг народа» призывал не доверять не только королю, но и Законодательному собранию. «Законодательное собрание - это ваш злейший враг, - не уставал твердить Марат в своих статьях. - Оно будет мстить вам и стараться усыпить вас лживыми обещаниями. Требуйте созыва Конвента для суда над королем и для пере смотра конституции».
Жан-Поль Марат (1743-1793) был по профессии врачом . Он учился в Лондоне, затем переехал в Париж. С начала революции Марат помещал в газетах резкие, страстные статьи в защиту интересов городской бедноты и крестьян. Был отдан приказ об аресте Марата: многие месяцы ему приходилось скрываться в лачугах бедноты. Работая днем и ночью в подвале, без дневного света, Марат получил болезнь глаз. Но он не переставал писать статьи с призывами к продолжению революции. Марат издавал газету «Друг народа». Повсюду среди бедноты у него были друзья: и его самого прозвали Другом- народа. Призывая к борьбе против короля, затем против жирондистов, Марат не выдвигал какой-либо своей программы, отличной от программы якобинцев.
В дни, когда революции грозила опасность, Марат развил огромную деятельность в секциях - районных самоуправлениях Парижа, которые принимали большое участие в политической борьбе. Многие секции допускали в свои ряды не только имущих граждан, как было раньше, но и всех желающих. В тревожные августовские дни 1792 г. секции, не доверяя Законодательному собранию, объявили свои заседания непрерывными и избрали центральный комитет - революционную Коммуну (городское самоуправление) Парижа для руководства движением.
Рост дороговизны и недостаток съестных припасов способствовали возбуждению масс. Немаловажную роль в усилении недовольства в стране сыграли также неудачи на фронте и все более обнаруживавшееся предательство двора.
В ночь с 9 на 10 августа 1792 г. по звуку набатного колокола (имеются сведения о том что первым поднял тревогу с одной из колоколен Марат) вооруженные граждане Парижа начали собираться к зданию Коммуны. Отряды парижан с ружьями, пистолетами и пиками вместе с пришедшими из провинции им на помощь отрядами, руководимые возникшей по народному почину революционной Коммуной Парижа, на рассвете 10 августа атаковали королевский дворец. Король давно готовился к такому нападению, поэтому во дворце были сосредоточены отряды наемных швейцарских войск, собраны преданные королю дворяне, подвезена артиллерия. Первая атака была отбита. На площади перед дворцом остались лежать убитые и раненые. Лишь после второй атаки дворец был занят, но короля там не оказалось. Людовик XVI бежал в Законодательное собрание, прося его защиты. Законодательное собрание, боясь революционных масс, лишило короля власти, но постановило, что король будет жить в одном из парижских дворцов. Тогда революционная Коммуна выступила как власть - она настояла на аресте Людовика XVI: он с семьей был заключен в тюрьму. Так 10 августа 1792 г. во Франции была свергнута монархия . Если в 1789 г. монархия была ограничена и из абсолютной стала конституционной, то в 1792 г. монархия была свергнута, после чего Францию провозгласили республикой .
Это восстание завершило собой первый период французской революции (от 14 июля 1789 г. до 10 августа 1792 г.), когда у власти стояла крупная денежная буржуазия в союзе с передовой частью дворянства.
Революция шла по восходящей линии. Народные массы принимали в революции все большее участие и оказывали все большее влияние на ее ход. 10 августа была свергнута не только власть короля, но и власть верхушки буржуазии. К власти, использовав народное восстание, пришла торгово-промышленная жирондистская буржуазия.
Организация обороны и отражение неприятеля.
Свое огромное влияние и даже свою фактическую власть в Париже Коммуна, тесно, связанная с народными массами, использовала для организации обороны. Медлить было нельзя: пруссаки уже дошли до Вердена. Народ Парижа отправлял бойцов на фронт, а в самой столице контрреволюционеры открыто подготовляли мятеж.
В эти дни якобинец Дантон, отражая настроения масс, говорил с трибуны Законодательного собрания: «Когда отечество в опасности, никто не имеет права отказываться служить ему, не рискуя покрыть себя позором и заслужить имя предателя отчизны. Чтобы победить врагов, нам нужны смелость, смелость и еще раз смелость, и Франция будет спасена».
Лозунги Робеспьера, Марата, Дантона о защите родины были подхвачены всей революционной Францией.
И вот произошло нечто совершенно неожиданное для Европы. Французские революционные войска, голодные, плохо одетые, часто необутые, плохо вооруженные, но охваченные революционным энтузиазмом, отогнали вымуштрованные армии феодальных государств. Французские войска одержали победу под Вальмй, перешли в наступление и даже заняли часть Бельгии. Но опасность от внешних врагов была еще сильна.