Пролетарский и антифашистский интернационализм её подвига выразился, например, в том, что в письме к матери Зои английская семья сообщает: они ожидают первого ребёнка, «и, если это будет девочка, мы назовём её именем вашей дочери - дочери великого народа первого социалистического государства».
На советскую героиню в период контрреволюции, начиная с середины 1980-х годов, буржуйская нечисть обрушила лавину грязи, а потом, как сказал в известной песне о Зое бард Александр Харчиков, после «казни петлёю» и «казни клеветой» наступила «казнь забвением» - в течение многих лет её имя было для официальных СМИ фигурой умолчания. Но вот в общественном сознании начались закономерные тектонические сдвиги - всё больше людей стало вспоминать добром эпоху социализма. Буржуазная власть поняла, чем ей это грозит, и действуя по принципу: «не можешь уничтожить - возглавь», - занялась приватизацией подвига советского народа в Великой Отечественной войне (понятно, пытаясь выдать его исключительно как некое деидеологизированное проявление русского патриотизма). Дошла очередь и до Зои.
В 2021 году вышел на экраны широко разрекламированный дорогостоящий фильм режиссёров Бриуса и Пляскина, который, правда, пришлось смотреть в пустом зале - народ на него не рвётся. Это четвёртая, после «казни забвением», казнь героини - казнь исторической ложью, извращением и подменой образа. То, что пришлось всё-таки снять кинофильм о Зое и Вере Волошиной (она тоже появляется на экране), - это хорошо, а то, что фильм идейно отвратительный, - это плохо. (Адекватное изображение Зои и её подвига было дано в прекрасном фильме Л. Арнштама, снятого по горячим следам в 1944 году.)
Трейлер к новоделу составлен хитро: по нему трудно понять, насколько картина лжива. Фильм вызывает не то что досаду - это мягко сказано. Это просто фильм не о ней, не о Космодемьянской. Зоя была, прежде всего, человеком твёрдых коммунистических убеждений, комсомолкой, читала Маркса и Ленина, любимыми её литературными героями были Овод и Павка Корчагин - что, несомненно, помогло с достоинством выдержать то, что выпало на её долю. Подчёркиваем - с достоинством. О том, что она твёрдо держалась под пытками, не только не выдала товарищей, не назвала своего имени, но и не стонала под ударами, лишь искусала в кровь губы от боли, вспоминала её мать со слов крестьян, слышавших звуки допроса.
А персонаж фильма только и делает, что без конца плачет и всхлипывает. Видимо, режиссёр думал, что так будет реалистичнее (авторы фильма ничего не поняли ни в «Повести о Зое и Шуре», ни в «Оводе», ни в Корчагине). Вместо реализма получился голый - в прямом смысле - натурализм, хорошо ещё сцену коллективного изнасилования «во весь экран» не показали - всё-таки возрастная маркировка 12+... Очень хитрая и тонкая дегероизация личности Зои - вот что получилось у авторов. Хотя, думается, это сделано специально - авторам нужно вытравить дух героизма из подрастающих поколений.
Важнейший вопрос - ради чего Зоя пошла на подвиг? Здесь тоже видим снижение мотивации: решение пойти в диверсионную школу добровольцем она приняла, если верить фильму, после известия о гибели на фронте одноклассника, которого любила. Надо думать, решив за него отомстить. Именно к такой мысли подводят зрителя авторы киноопуса.
Зоя говорит в фильме, что она воюет за брата Шурку, за маму, за булочку из печки... Вкладывать такой текст в уста Зои, мягко выражаясь, странно. У создателей вообще туманное представление об этом почти полностью погибшем поколении добровольцев.
Но откуда такой энтузиазм, отражённый в поэзии ровесниками Зои? Почему такое обожание, почему «мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе»? И это большинство городской молодёжи. Свято верили, беря пример с Павки Корчагина, в коммунизм, который «опять так близок, как в девятнадцатом году». Горевали, что не успели родиться, чтобы пасть «на той далёкой, на гражданской». Были одержимы установлением справедливого строя во всём мире! А здесь – какие-то булочки.
А самое поганое - что на этот пасквиль собирали с народа деньги. Так расхваливали фильм, мол, будет по правде, как было. Но еще раз убеждаешься - в культурной среде нынешней буржуазной России нет честных и порядочных людей. Они, видимо, там не выживают. Остается всякая шелупонь да иудушки за 30 сребреников Родину предающие.
#история #наука #история россии #россия #ссср #вов #космодемьянская #сталин #герои #кино