Перевод из дома малютки в детский дом я помню плохо. Само помещение было схоже с домом малютки, только больше комнат и больше детей. Отчётливо я начинаю помнить свою жизнь с 6-7 летнего возраста.
В этом возрасте дети были разделены по классам и эти классы одновременно являлись и группами. То есть мы все вместе ходили и на уроки, и в столовую и в игровую, точнее у нас это называлось комната досуга. А воспитатели называли эти комнаты - "залом". Всего залов было четыре (по возрасту детей).
Хочу рассказать примерный распорядок дня. В 6.50 был подъем, 10 минут на заправку кровати и одевание. До 7 лет, то есть до школы нам помогали нянечки, после начала учёбы мы должны были делать все сами. Некоторые воспитатели и няни все таки помогали опоздавшим. Другие, наоборот, ругались и часто наказывали за опоздание. После уборки 20 минут выделялось на туалет и умывание. Туалет представлял собой большое помещение, в котором было много унитазов и раковин.
Для каждой возрастной группы был свой туалет. До этого 7 лет унитазы были совсем без перегородок, потом появились с перегородками, но дверей не было. Раковины были все высокие, поэтому к ним шли маленькие табуретки. В период моего пребывания в детском доме умывались мы только холодной водой, только с 10 лет в кранах появилась горячая вода, точнее чуть тёплая. Хоть раковин было и много, но на всех их не хватало, и мы часто толкались у одной по несколько человек, что было очень неудобно. В более старшем возрасте мы занимали очередь, записывая себя на бумажке, которая висела в туалете с вечера, некоторые ребята не хотели ждать и постоянно дрались и толкались за первые места. Помимо умывания мы также должны были почистить зубы, но зубные щётки хоть и выдавались(раз в 3 месяца), но они очень быстро истирались, ворсинки выпадали, и к конце использования у меня часто оставалась только одна треть ворсин. Зубную пасту выдавала няня каждый день. Каждый себе выдавливал и тюбик возвращали обратно. Зубная паста была с ужасным мятный вкусом. Меня лично от неё постоянно тошнило. Выдавали и полотенца, они были очень маленькие и быстро рвались. На ощупь напоминали вафельные кухонные полотенчики. Кожа от них была вся сухая и шелушилась. Умывались мы мылом типа "МАЛЫШ ", но оно быстро кончалось, поэтому до следующей выдачи, мы умывались хозяйственным мылом. После умывания нам необходимо было повесить свои полотенца на сушилки, которые стояли в предбаннике туалета, но места была мало, поэтому полотенца висели мятые, и к концу дня они так и оставались влажные. Особенно дерзкие ребята сдвигали соседние полотенца и развешивали свои. Драк, на самом деле, за эти сушилки, было немерено.
После умывания мы шли на зарядку, которую мы называли "пятиминутка". Там была перекличка и собственно небольшая зарядка.
После зарядки был завтрак. За каждой группой были закреплены свои столы, где поварам и посудомойщицам(тогда мыли в ручную) помогали дежурные дети из старших групп. После рассаживания дежурные расставляли тарелки и разливали еду. Что мы ели? Каша, обычно перловка, манная с ужасными комочками, рисовая, иногда пшенная, белый хлеб,яйцо, масло, какао, иногда чай. Иногда давали печенье, но достаточно редко. Никаких булочек, конфет и прочего не было. Те, кто с младенцев детдомовские(я) ели хорошо, потому что другой еды не знали никогда, другие, обычно с более менее благополучных семей, в начале не ели совсем, но потом постепенно привыкали. На данный момент могу сказать что еда была не вкусная от слова совсем. Но неизбалованным душам было нормально.
Далее шли на уроки. Об этом расскажу в следующих статьях.