Найти в Дзене

Орудия Красной Горки - показываю что сохранилось до наших дней

Всем привет!

Продолжаем гулять по музею форта Красная горка и сегодня я покажу вам сохранившиеся орудия, которые участвовали в боевых действиях. Силами сотрудников музея, орудия доступны к осмотру. Своими силами, люди ежегодно приводят их в порядок, чистят, красят, убирают территорию вокруг.

Морское 130-мм орудие

Переставлена с железнодорожных путей 130-мм/50 корабельная палубная артиллерийская установка образца 1935 г. (Б-13). Пушка разработана в конце 1920-х гг. заводом «Большевик» на основе русской 130-мм/55 пушки образца 1913 г. В серию запущена в 1935 г. Выпускалась тремя сериями: Б-13-Iс (с коробчатым щитом), Б-13-IIс (со второй половины 1939 г., с щитом обтекаемой формы) и Б-13-IIIс (с 1948 г.). К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13.

Во время Великой Отечественной войны пушки Б-13 были самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены эскадренные миноносцы проектов 7, 7У и 45, лидеры эсминцев проектов 1, 38 и 38бис, многие канонерские лодки. Эти же орудия стояли на вооружении многих морских береговых батарей, использовались в составе бронепоездов и железнодорожных батарей. Данное орудие, вероятно, появилось на форте «Красная Горка» в конце 1960-х — начале 1950-х гг. при перевооружении артиллерии среднего калибра на пушки Б-13.

-2

Первоначально стояло в одном из орудийных двориков бывшей 10-дм батареи. В 1975 г. стало частью экспозиции музея Береговой артиллерии — филиала Центрального военно-морского музея. В 1999 г. с форта ушли военные, и техника стала объектом мародерства. В 2007 г. энтузиасты форта предотвратили попытку похищения установки в частный музей в Московской области. С целью защиты от мародеров пушка была снята с позиции и установлена за колючую проволоку, к железнодорожным транспортерам.

Тактико-технические характеристики:
Калибр: 130 мм;
Длина ствола: 6,581/50 м/клб;
Угол вертикального наведения: −5/+45°;
Скорость наводки: вертикальной: 5 град/с, горизонтальной: 5 град/с;
Высота системы по щиту: 2,24 м;
Ширина системы по щиту: 2,75 м;
Толщина лобовой брони щита: 13 мм;
Масса: качающейся части орудия: 7,2 т, полная 12,8 т;
Расчёт: 11 чел.;
Скорострельность: 7-8 выстр./мин;
Начальная скорость снаряда образца 1928 года массой 33,4 кг: 870 м/с;
Дальность стрельбы на предельном угле возвышения снарядами образца 1928 года: 25,75 км.
-3

Артиллерийский транспортёр ТМ-I-180

180-мм/57 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-I-180. Проект транспортера был разработана в АНИМИ в 1931–1932 гг. Первые 4 транспортера были изготовлены в 1934–1935 гг. на Ленинградском Металлическом заводе. Основу артиллерийской установки составляло орудие Б-1-П завода «Большевик», разработанное для крейсеров типа «Киров».

-4
-5

Принципиальным отличием транспортера МО-I-180 от 356-мм и 305-мм железнодорожных арт. установок была возможность ведения кругового обстрела с не оборудованной позиции. Для этого установка опиралась на брусья, устанавливаемые на шпалы железнодорожного полотана, а также на опорные ноги. Подача боеприпасов осуществлялась вручную по рольгангам из двух специальных вагонов-погребов, стоявших спереди и сзади транспортера. Вращающаяся часть со 180-мм стволом бралась, с минимальными изменениями, от береговой щитовой установки МО-I-180. Всего до 1941 г. в Ленинграде и на Николаевском заводе им. А. Марти было изготовлено 20 таких транспортеров. Они были организованы в отдельные железнодорожные артиллерийские батареи 4-орудийного состава.

-6
-7

В составе Ленинградского фронта во время Великой Отечественной войны воевали 12-я, 18-я и 19-я батареи, укомплектованные транспортерами ТМ-I-180, а также 17-я батарея в составе ВМБ Ханко (доставшаяся в подорванном состоянии финнам, которые ее отремонтировали). В январе 1942 г. эти батареи вошли в состав 401-го железнодорожного артиллерийского дивизиона знаменитой 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады (базировались на Ленинград). Транспортеры ТМ-I-180 стали главными героями контрбатарейной борьбы под Ленинградом. Бригада выполняла задачи контрбатарейной борьбы с германской артиллерией, огневой поддержки советских войск, обеспечения морских коммуникаций Ленинград—Кронштадт.

-8

В 1943 году артиллерийские установки бригады участвовали в прорыве блокады Ленинграда, а впоследствии были задействованы в Красносельской и Выборгской операциях, в боях под Либавой и Кенигсбергом. Установки ТМ-I-180 оставались на вооружении до 1961 года. В 1961 г. два дивизиона 180-мм транспортеров прибыли на консервацию на «Красную Горку».

Тактико-технические характеристики:
Калибр орудия: 180 мм;
Длина транспортера: 19,98 м;
Высота в походном положении: 4,8 м;
Ширина: 3,14 м;
Масса в походном положении: 160 т;
Броневая защита: 20-38 мм;
Орудийный расчет: 40 человек;
Скорострельность: 3-5 выстр./мин;
Наибольший угол возвышений: 50 градусов;
Угол склонения: 0 градусов;
Угол горизонтального наведения: 360 градусов;
Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда составляла от 23,2 до 44,1 км;
Переход в боевое положение: - около 60 минут;
Максимальная скорость: с паровозом – 55км/ч, самоходом – 16 км/ч.
-9

Артиллерийский транспортёр ТМ-III-12

305-мм/52 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-III-12. Проект железнодорожного транспортера был разработан в 1932–1936 гг. в ЦКБ-19 под руководством А. Г. Дукельского. Три таких транспортера были построены Николаевским государственным заводам им. А. Марти к январю 1939 г.

-10
-11

Предназначались для береговой обороны при борьбе с линейным и десантным флотом противника. Основу установки составляло 305-мм/52 орудие Обуховского завода, разработанное для линкоров типа «Севастополь». Для установок пошли орудия из запасов до 1917 г., перестволенные в 1935 г. Стрельба могла вестись как с помощью подготовленных бетонных оснований постоянных позиций, обеспечивавших круговой обстрел, так и прямо с пути (когда горизонтальное наведение обеспечивается при помощи радиуса поворота путей), но тогда только с небольшой горизонтальной поправкой наведения. Механизм наведения — гидравлический. Боеприпас подавался из специльных вагонов, снарядного и зарядного, при помощи электрокара. Транспортер снабжался системой ПУС (приборов управления стрельбой), обеспечивавших стрельбу прицельной и центральной наводкой по морским видимым и невидимым целям со скоростями до 60 узлов.

-12
-13

Подготовленные позиции для транспортеров имелись в районе деривни Гора-Валдай («Объект 100»), на Сойкинском п-ове («Объект 800»), на Кургальском п-ове («Объект 300» и «Объект 500»). Также к югу от Финского залива были подготовлены базы железнодорожной артиллерии. В 1939 г. все три транспортера вошли в состав железнодорожной батареи № 9 (БЖ-9) 2-го железнодорожного дивизиона тяжелой артиллерии с базой в дер. Мукколово. Участвовали в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. на Выборгском направлении. Осенью 1940 г. БЖ-9 была перебазирована на территорию арендованной у Финляндии Военно-морской базы Ханко. Здесь транспортеры встретили начало Великой Отечественной войны, активно участвовали в обороне ВМБ Ханко, подавляя огневые точки противника и ведя огонь по финским броненосцам береговой обороны.

-14
-15

Перед эвакуацией гарнизона ВМБ Ханко транспортеры были частично демонтированы, частично подорваны. В период до июля 1943 г. установки были отремонтированы финнами, вооружены однотипными 305-мм орудиями с черноморского линкора «Император Александр III», который после Гражданской войны достался французам, продавшим стволы его орудий в Финляндию. В боевых действиях против Красной Армии финны, по имеющимся сведениям, их не применяли, и осенью 1944 г., после капитуляции, вернули в СССР. 1.01.1945 г. транспортеры поставили на вооружение 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады (батарея № 9 стала № 294). Базировались на «Красную Горку». В 1961 г. транспортеры были поставлены на консервацию, а в 1975 г. данный транспортер стал частью экспозиции музея Береговой артиллерии — филиала Центрального военно-морского музея. В 1999 г. с форта ушли военные, и техника стала объектом мародерства. В частности, с транспортера ТМ-III-12 был срезан орудийный замок.

Тактико-технические характеристики:
Калибр орудия: - 304,8 мм;
Длина ствола: 15,85 м (52 калибра);
Длина транспортера: - 33,92 м;
Высота в походном положении: 4,8 м;
Ширина: 3,29 м;
Масса в походном положении: 340 т;
Орудийный расчет: 50 человек;
Скорострельность: 1,8–2 выстр./мин;
Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала 33 км;
Предельный угол возвышения: 45 градусов;
Угол склонения: -2 градуса;
Угол горизонтального наведения: 2,75 град.
Переход в боевое положение: около 60 минут;
Максимальная скорость: с паровозом – 45 км/ч, самоходом – 2 км/ч;
Боезапас: 200 снарядов (75% - фугасные; 25% - бронебойные).
-16

Противокорабельный комплекс С-2 «Сопка»

Часть подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса наземного базирования крылатой ракеты С-2.

Мобильный противокорабельный ракетный комплекс «Сопка» создавался филиалом ОКБ-155-1 (ныне МКБ «Радуга») в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 2004—1073 от 1 декабря 1955 года.

-17

В 1958—1960 годах в СССР было развёрнуто шесть береговых ракетных полков комплексов «Сопка»: два на Балтийском флоте (27-й в районе Балтийска и 10-й в Вентспилсе), два на Тихоокеанском (21-й на Камчатке и 528-й в Приморье), один на Черноморском (51-й на мысе Фиолент в Крыму) и один на Северном (501-й на полуострове Рыбачий).

В августе 1962 года в рамках операции «Анадырь», ставшей причиной Карибского кризиса, на Кубу был доставлен 51-й отдельный береговой ракетный полк: 4 дивизиона по 2 пусковых установки (ПУ) и 8-10 ракет в каждом дивизионе. Позже его матчасть была передана вооружённым силам этой страны.

-18
-19

В 1964 году комплекс был принят на вооружение армий ГДР и Польши, во второй половине 1960-х годов поставлялся в ещё ряд стран соцлагеря.

Тактико-технические характеристики:
Дальность поражения: 15 км (минимальная), 95 км (максимальная)
Секторы обстрела каждого из дивизионов: ±85°
Количество пусковых установок: 4
Боекомплект ракет: 8
Характеристики крылатой ракеты С-2:
Стартовая масса: 3419 кг
Масса боевой части: 1010 кг (860 кг ТГАГ-5)
Скорость полёта: 1050 км/ч
Высота маршевого участка полёта: 400 м
Время предстартовой подготовки: до 17 минут
-20