Чтобы провернуть самую кровавую авантюру тысячелетия, под названием Крестовый Поход, папству нужно было устранить множество препятствий. Самый тяжкий труд: как заставить вспыхнуть новой любопытной идеей души и умы прожженных прагматиков, невежественных, воинственных, погрязших в гордыне и насилии… рыцарей, военную сословную знать.
Более того, как из этой бронированной головной боли создать личный военный корпус Папы Римского. Который будет следовать в рамках общего замысла: служить Церкви. Теоретически, умозрительно… это казалось невозможным. Так было устроено средневековое общество.
Рыцарство —
особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Исторические условия его возникновения в Англии, Франции, Германии… были разными, но не принципиальными. Если обобщить, рыцарями считались все светские феодалы. Воины. Если детализировать: термин мог употребляться в отношении обывателей, чье благородное происхождение — под большим вопросом, мгла времен. Но обладающих личной свободой. Добившихся уважения и признания воинской службой.
Западная и Центральные европы раннего Средневековья не были поделены на государства с четкими границами, всё было крайне условно. За жизнь одного поколения дюжина чертей (хозяев земель) с ступе менялась. Франция, Германия, Италия представляли собой тысячи тысяч мелких и крупных поместий. Владельцы (герцоги, графы, бароны) являлись независимыми государями своих имений.
Вершили суд и расправу над низшими сословиями, зависимыми или свободными. Распоряжаясь жизнью и смертью, имуществом, правами и обязанностями. Настолько глубоко могли влезать в любые мирские и церковные дела, насколько велика была численность рыцарской дружины. Вассальной и наемной.
Очень скоро крестьяне, не пригодные для ведения войны нового типа (конной), получили на свою холку сеньоров. Те рассаживали на «кормление» по деревням — своих вассалов. Мелкую титулованную шелупонь или обычных свободных людей, которые личными заслугами пробились в воинское сословие, умели обращаться с оружием. Задача сервов была содержать, вооружать, кормить этого, очень дорогого в эксплуатации конного воина. Рыцаря. И помощников, пеших и конных. Число которых зависело от достатка имения.
Эти весьма условные формы феодального землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные — требовали обратной платы своему покровителю. Военной службой. Обязательная не превышала 40 дней в году, всё остальное время — желание рыцаря. Насколько кошелек сеньора был толстым. Из повинностей еще были: содержание в порядке оборонительных сооружений (замков), «денежная помощь» в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочерей, необходимость выкупа сеньора, попавшего в плен.
Согласно древним обычаям германцев, рыцари-вассалы участвовали в суде сеньора, имели голос в Совете. Обязаны были приносить клятву верности. Только одному господину. Так сложилась многоступенчатая система вассалитета («феодальная лестница сюзеринитета»): от королей — до простых рыцарей, не имевших собственных вассалов. Работал железный принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал» (за исключением Англии).
XI век для рыцарства — это начало начал, бурный период становления этого института. Военное дело — главный маркер, основная социальная функция. Не оформленная точно юридически, рыцарская профессия обросла многочисленными выдуманными правами и привилегиями, опиралась на особые сословные воззрения. Внутри среды циркулировали многочисленные этические нормы, традиции, специфические культурные ценности.
Вроде бы… По феодальным законам, обязанностью рыцарей было защищать честь и достоинство сюзерена. Перевод: его жизнь и землю. Чаще всего на эти священные коровы посягали не внешние враги-агрессоры, а такие же хищники, живущие по соседству. В таких условиях междоусобной грызни грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была крайне… умозрительной. Почти всегда «поборник справедливости», если был толще, — давил своего менее проворного противника, становясь обычным захватчиком.
Новые рыцари.
Задачка была еще та перед организаторами Крестового Похода. Как из паскудной, греховной, надоевшей (абсолютно всем) вооруженной до зубов публики — получить некое войско. Несущее службу в интересах Церкви. Первые эксперименты в мусульманской Испании показали: в среде рыцарства обретается некое число очень набожных индивидов, честных и верных клятвам. Приносящих обеты религиозного характера.
Этих рыцарей было принято называть «верными святого Петра» или «рыцарями святого Петра». Некоторые епархии, чаще всего монастыри и аббатства клюнийского толка обзаводились своими «верными…», добавляя имя своего святого покровителя (Марка, Павла, Ильи и т.д. …). Увы, их было крайне мало.
Сложилось понимание политико-религиозных технологов: прелаты должны побуждать местных сеньоров защищать Церковь. Конно и оружно. Но как растолковать применение насилия в религиозных вопросах? Которые отстоят от понятийного багажа рыцарей… как конь от радуги? Простодушные монахи ратовали: нужно изменить нравы военной аристократии, привести в соответствие с принципами христианской этики. Молитвами, строгими постами, аскезой. Не смешно. Рациональные прагматики папства мыслили другими категориями. Понимали, столь кардинальные изменения невозможны. Не согласуются они с привычным для военной аристократии образом жизни.
Значит… Стояла задача примирить «новую идеологию» служения Богу — с военными, прагматическими и героическими идеалами рыцарства. Требовалось всего ничего, ага: кинуть в массы новые идеи, расширить кругозор. На очень простом языке повседневной жизни. Европское христианство давно позабыло такой язык общения. Священнослужители погрязли в мирских проблемах, грехах и коррупции. Но была реформа аббатства Клюни, одобренная папством. Зачистка собственного «стада» от паршивых овец. Очень одобряемая мирянами. Аббатство Клюни умело правильно разговаривать, хорошо знало — как…
Трюки.
В чем была сила и слабость невежественного и разгульного рыцарства? В особенностях социального облика, патримонии. Ценности родственных связей внутри семейного клана. Вращающихся вокруг наследственного владения. Там правила бал кровная месть. Родня любой титулованной мелочи была готова защитить «своего», отомстить за него. Добавляем в эту солянку добрую жменьку феодализма: отношения на «омаже» (клятве) между сеньором и вассалом. Верность работала в обе стороны, не забываем. Суррогатные, дополнительные семейные ценности.
Именно так налагались обязательства вендетты, в более широком понимании. Вассал обязан защищать сеньора или своего вассала, если на его землю совершено нападение, нанесено оскорбление. Именно в эту среду влезли клюнийские прелаты. Используя нехитрый набор понятий и терминов. Сравнив любовь к Богу… с вассальной верностью. Крестовый Поход … с военной службой Христу лично. «Сеньор» (Бог) — «вассал» (рыцарь). В этом был смысл идеи Урбана II сотрапезники. Пусть вас не смущает простота конструкта. Учитывайте общий уровень образованности и кругозора общества XI века. Это была революция, без шуток…
Но недостаточно яркой. Призывы прелатов к мирянам чаще всего оставались без ответа. Рыцари вообще редко на них реагировали. А вот объединение вассальных взаимоотношений — с идеей «небесного воинства»… это понравилось, было услышано. Несмотря на продолжающееся засилье кастелянов замков и отдельных отрядов рыцарей, реформаторское движение аббатства Клюни работало. Начиная с 20-ых годов XI века стремительно растет число их монастырей, мирянам и «верным…» рыцарям распределяются земли. Прямой подкуп, но всё по закону: сеньор (монастырь) — вассал (рыцарь).
Некоторые вояки подумывают о монашестве, но выпускать из рук оружие… нерентабельно. Парадокс в сознании, неустранимая проблема. Потом решенная созданием рыцарских орденов Иерусалима. Растущее благочестие, растекающееся из клюнийских обителей, в некоторых землях Франции и Италии становится модным. Но этого мало.
Понятийный набор,
использованный в проповеди Папы на Клермонском Соборе, был последней попыткой поставить агрессию военной аристократии на службу Церкви. Долгая подготовительная работа близилась к завершению, оставался один шаг. Сам Урбан II был спокоен и уверен в успехе. Происходя из рыцарского рода Шампани, понтифик прекрасно знал нравы полудиких феодалов. Представлял, как перенаправить кипучую энергию насилия в нужное русло.
Во-первых, предельно четко сформулировал известную идею «божьего мира» . Призвал знать и аристократов прекратить братоубийственные войны. С тонкой оговоркой: если рыцари продолжат заниматься нескончаемыми вендеттами, то уподобятся «врагам Бога». Который страдает от надругательств мусульман в далеком Иерусалиме. Вражда между феодалами может обождать. На время нужно перестать проливать кровь единоверцев, обратить свое оружие против неверных. Для начала освободив восточных христиан.
«Ужасно, братья, ужасно, что вы вздымаете разбойные руки против христиан! Куда меньшее зло — поднять меч на мусульман».
Другой аргумент был крайне побудительный. Пора, мол, отмстить неверным за глумление над христианскими святынями, изгнать мусульман из наследственного владения Христа (!), Святой Земли:
«Идите к Святому Гробу и отнимите эту землю у нечестивой расы»! Пусть же станут отныне рыцарями Христа те, кто был всего лишь разбойником! Пусть же теперь с полным правом ведут борьбу с варварами те, кто сражался против своих братьев и родичей».
Чтобы вызвать восторженное сытое урчание прагматичных мужей в кольчугах, Папа очень толсто намекнул на материальные выгоды предприятия: крестоносцы, оставив в покое тесные и нищие европы, могут рассчитывать на небывалое вознаграждение.
«…ваша страна со всех сторон окружена морями и горами и не может содержать большое количество людей. Она не переполнена богатствами и едва ли может обеспечить пропитание даже тем, кто ее возделывает. Вот почему вы сражаетесь друг с другом. Так что давайте прекратите все «файлы» (междоусобицы) и идите по пути к Гробу Господню, отберите землю у нечестивой расы и заберите ее себе — эта земля была дана Богом сынам Израилевым, она истекает млеком и медом».
Понятнее некуда. Но это было еще не всё, что мог предложить понтифик. Запасы аргументов были неисчерпаемы. Совершенно необычная «священная война» сулила (прежде всего) духовные блага. Знаменитые ключевые слова:
«Я говорю это тем, кто здесь присутствует, передаю отсутствующим, но повелевает Христос!».
Даже последнему смерду стало понятно: война будет особой. Она провозглашена от имени Бога, им задумана и санкционирована. Священная военная служба «идеальному сеньору» — Иисусу Христу. Ого… Автоматический шанс заслужить Спасение. Для этого не нужно отрекаться от мирской жизни, погрузившись в монашество (с неизвестным конечным результатом на Небесах). Сохраняя свое обычное общественное состояние, выполняя функцию убийц неверных, овладевая их имуществом и землями… Не жизнь, а сплошной выигрыш в лотерею.
Это было эпохально и революционно. Папа Римский в своей проповеди указал новый путь Спасения. Всегда схема работала крайне аскетично, неприемлемо для большинства общества. Только монахи могут служить Богу, принимая крест (символ монашеской жизни). Подражая Христу, спасают свою душу. Теперь же люди могли заслужить Спасение невеликими по усилиям трудами. Просто отправившись в военный поход. Дорожка всяко короче, нежели через соседний монастырь.
Следовать Христу, не разрывая с прежним укладом жизни и привычками, — это было вкусно. Кровь проливать не просто можно, а очень нужно. Богу. Так, на нескольких свежих идеях была разрешена главная европская проблема. Открыты шлюзы для стока нечистых вод, рыцарской агрессии. Четкая и понятная всем формула: война ведется против оскорбивших Бога иноверцев. Она будет во имя любви к Богу. И гарантирует Спасение.
Выводы.
Такой расклад устраивал всё европское общество. Верующих и не очень, благородных и подлецов, бедных и богатых, клириков и мирян, рыцарей и королей. Чтобы закрепить обещания Спасения, Папа Римский гарантировал своё обязательство. Обернув его в точную юридическую формулу — индульгенцию. Вооруженное паломничество в Иерусалим, военная служба Христу были заслугой, достойной небесного вознаграждения. Поэтому, все отправившиеся на Святую Землю… немедленно получали отпущение грехов:
«Кто отправится в эту войну и расстанется с жизнью… все их грехи будут прощены в тот же миг. Я обещаю это в силу власти, которой меня наделил Господь». (Урбан II)
Чтобы понимать, насколько всё было в Клермоне продумано, обратимся к любопытным фактам. Груды красных лоскутков, бог весть как оказавшиеся в чистом поле, в нужном количестве. Тряпьё немедленно превратилось в нашиваемые кресты. Раньше это был знак паломнического путешествия. Теперь же стал символом Царствия Небесного. Только попав на плечо рекрута-добровольца. Именно так было сказано во время раздачи слонов крестов самим Урбаном II-ым.
Чтобы люди не волновались о мирском и домашнем, нужно было дать обет паломничества. Пойти воевать на Восток, «безотлагательно направиться к Гробу Господню». Им в спину сладкой патокой лились обещания, тоже очень понятные. Отправляясь в любое паломничество, человек знал: начинает работать принцип материального покровительства Церкви. С широкими светскими привилегиями. Канон Клермонского собора ставил персону и имущество «божьего рыцаря» под защиту «божьего мира». Пока тот не вернется из Святой Земли, никто не имел права тронуть его хозяйство, дом, как-то ущемить права семьи.
Повелись на это рыцари? Было ли заключено перемирие между европским обществом и отмороженной военной аристократией? Да. Церковные представления об искуплении и небесном воздаянии были растолкованы Папой в простых понятиях феодальной терминологии. Подкреплены четкими понятиями о вознаграждении за ратный труд (небесными и мирскими благами). Учебники по политическим технологиям нужно начинать именно этим эпизодом. Как многолетняя подготовительная работа за один день способна перевернуть весь мир.
Продолжение следует.
Читайте по теме: