Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: ALICE COOPER - Detroit Stories (2021)

(Автор: Николай Чувиков)

Одним из самых интересных мероприятий при подготовке к написанию рецензии оказывается чтение комментариев российских слушателей в перспективе рассматриваемого альбома. К примеру, в случае с "Detroit Stories" я был неожиданно удивлён мнением некоторых слушателей, которые раскритиковали Элиса Купера за нежелание "возвращаться к корням". При прочтении этих слов ваш покорный слуга, надо сказать, немного выпал в осадок, так как новый альбом знаменитого шок-рокера как раз-таки является очевидной отсылкой к его наиболее ранним альбомам, а то есть к тому времени, когда он ещё не был сольным исполнителем, а являлся членом одноимённой группы. Однако потом я понял: как мы все знаем, большинство олдскульных рокеров и металлистов начали своё знакомство с соответствующей музыкой именно во второй половине восьмидесятых годов двадцатого века, а то есть в то время, когда подобная музыка начала просачиваться сквозь ржавеющий и буквально разваливающийся железный занавес. Именно поэтому альбомы, выпущенные в этот период, являются эталонами качества для многих отечественных почитателей гитарной музыки - в случае же с Алиской таковыми стали "Thrash" и "Hey Stoopid", чьё звучание можно описать как Glam Metal или Hair Metal. Соответственно, именно эти лонгплеи воспринимаются российскими рокерами как эталонные, и именно они подразумеваются под вышеозначенным "возвращением к корням". Парадокс, но с наиболее ранними альбомами музыканта знакомо не так и много слушателей - а ведь именно на них ссылается Купер на своём новеньком "Detroit Stories".

О предпосылках этого "возвращения к корням" мы с вами говорили ещё во время рецензии на миньон "Breadcrumbs", однако предлагаю нам всё-таки немного повториться. Возобновление интереса Элиса к своим первым альбомам не является случайным и непредсказуемым процессом: если проанализировать подавляющее большинство его концертных записей в 21 веке, то можно проследить вполне очевидную олдскульную тенденцию. В составлении сет-листов Купер делал упор не на свои раскрученные MTV-шные записи восьмидесятых годов, а именно на такие хиты как "No More Mr. Nice Guy", "I'm Eighteen", "School's Out" и иже с ними. Более того, на таких альбомах как "Welcome 2 My Nightmare" и "Paranormal" он уже начал вполне очевидное смещение к глэм-роковому и блюзовому звучанию семидесятых. Так что нет ничего удивительного, что на "Detroit Stories" он решил окончательно объять свою молодость и вспомнить те времена, когда он жил в том самом заводском Детройте и начинал свою карьеру, валандаясь от одного звукозаписывающего лейбла к другому. Так что вопрос заключается в том, стоила ли игра свеч... или же новая работа Алиски звучит как своеобразная самопародия?

На самом деле финальный результат занял очень умеренные позиции: с одной стороны, Купер смог записать очень страстный и верный трибьют своему раннему творчеству и родному городу, но, с другой стороны, альбом в любом случае проигрывает его ранним записям и местами кажется чрезвычайно вторичным. Достаточно странно выглядит решение включить на альбом несколько кавер-версий, в том числе на песни The Velvet Revolver, MC5 и Outrageous Cherry - причём подавляющее большинство из них уже было включено в миньон "Breadcrumbs". Более того, именно эти песни были выпущены музыкантом в качестве синглов, что невольно наводит на мысли о том, что исходно "Detroit Stories" должен был стать сборником каверов, а не полноценным альбомом. Не поймите меня неправильно, Алиска очень неплохо справляется с новой интерпретацией этих треков, но я бы предпочёл, чтобы он больше сконцентрировался именно на своём творчестве.

Если же говорить про оригинальные песни на альбоме, то здесь получается очень половинчатая ситуация. С одной стороны, не может не радовать возвращение музыканта с своему ранне-глэмовому, блюзовому и даже немного джазовому звучанию - в таком амплуа он звучит невероятно стильно и по-хулигански, при этом абсолютно не теряя своей актуальности. И это я говорю о музыканте, которому стукнуло 73 года. Такие треки как  "Go Man Go", "$1000 High Heel Shoes" и  "Hail Mary" звучат очень аутентично и делают музыканту честь - уверен, что эти номера просто идеально впишутся в живые сеты Купера.

Однако, с другой стороны, иногда прошлое должно оставаться в прошлом: даже невооружённым глазом видно, что "Detroit Stories" - это, в первую очередь, стилизация. Именно поэтому альбому временами не хватает живости и искренности:  "Detroit City 2021" звучит невыразительно, "Drunk and in Love" можно описать только как "невразумительная", а "Hanging On by a Thread (Don't Give Up)" кажется усталой и даже вымученной. Меня, конечно, можно обвинить в том, что я не поддерживаю курс Алиски на звучание своих семидесятых годов, но, честно говоря, я и правда не вижу возможных перспектив развития в этом направлении. Классическое звучание группы Alice Cooper, которое сочетало в себе глэм, хард-рок, блюз и психоделику, было практически полностью исследовано и изъезжено самими музыкантами ещё в первой половине семидесятых. Нет ничего удивительного, что сам Купер, перейдя в статус сольного исполнителя, начал потихоньку уходить от саунда своей ранней группы, дрейфуя в сторону более театральной и намеренно китчевой жанровости. Так что когда он решает вернуться к своим корням на "Detroit Stories"  результат оказывается исключительно подражательным и лишённым какой-либо звуково-смысловой нагрузки. Новый альбом, несомненно, является развлекающим в контексте современного состояния творчества музыканта, но уже через десять лет он не будет представлять никакой композиционной ценности. Даже разруганный всеми "Welcome 2 My Nightmare" будут помнить с большим апломбом - а всё из-за того, что на нём Купер искал новые пути развития своего саунда и занимался сатирой модных на тот момент музыкальных трендов. На "Detroit Stories" же он просто копирует сам себя, и от этого лично меня тянет на пусть слабую, но всё-таки зевоту.

Однако, простите. На самом деле альбом неплох. Пусть я и не одобряю избранного Алиской вектора развития, но я определённо могу его понять... "бес в ребро", все дела... На лонгплее есть множество заметных и чрезвычайно развлекательных моментов, и хотя бы за счёт них он уже привлечёт к музыканту многих староверских слушателей. А я же... я же вообще по "Brutal Planet" скучаю.