Ведущие мегаполисы мира уделяют большое внимание транспортной стратегии и инвестируют в нее миллионы долларов ежегодно. В последнее десятилетие значительные усилия руководства Москвы, Московской области и РЖД были направлены на развитие транспортной системы агломерации, ее рост и улучшение сервиса. Что в свою очередь дает резкий толчок развитию городских территорий и экономики.
Логистическая модель, выбранная городскими властями, позволила Москве получить статус мегаполиса еще в 19 веке и вывела промышленные предприятия столицы на новый уровень. В лекции «Как железная дорога меняет Москву?» историк-москвовед Александр Усольцев проанализировал эволюцию московской железной дороги от ее функционала по транспортировке грузов до современных пассажирских перевозок.
Новый этап развития железной дороги – Московские центральные диаметры. Реализация этого проекта позволила максимально эффективно использовать потенциал железнодорожного сообщения и сделала передвижение удобным не только для москвичей, но и для жителей подмосковных городов. Новый вид транспорта позволяет теперь не просто доехать до вокзала, а совершить пересадку в более удобном месте, сократив время в пути и увеличив маршрутную вариативность. Кроме того, МЦД повышают экономический потенциал ранее «депрессивных» территорий Московской агломерации. В лекции «Зачем нужны МЦД» Игорь Бахирев, руководитель транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы, рассказывает об истории проекта МЦД и его роли в жизни столицы.
Вызовы, с которыми столкнулась Москва, не уникальны. Многие ведущие мегаполисы мира на определенном этапе решали подобные задачи. О типовом европейском пути развития в лекции «Транспорт Большого Парижа» рассказывает Морис Леруа, экс-министр по делам городов Франции. А в лекции «Транспорт Большого Токио» Фади Джабри, региональный исполнительный директор Nikken Sekkei, говорит о модельном пути реализации транспортных проектов в Азии. Кстати, опыт этой компании применен и в рамках московской транспортной программы.
МЦД потребовал не только модернизации железнодорожной инфраструктуры, но и качественно нового подвижного состава. Ключевыми характеристиками поездов «Иволга» стали динамичный разгон, плавный ход, дополнительные тамбуры и двери. Историк и фотограф метро Александр Попов в своей лекции проанализировал «Как менялись московские электрички» .
Тренд на быстрое и прогнозируемое передвижение между основными транспортными хабами и деловыми центрами столицы 12 лет назад сформировал Аэроэкспресс. Сегодня он также интегрирован с МЦД и МЦК. В лекции «Экспресс в аэропорт» Вадим Семикин, директор по связям с общественностью «Аэроэкспресс», вспоминает, как развивался этот проект.