Найти тему

Куда деваются наши детские воспоминания?

Оглавление

Парадокс ранней амнезии

В своем словаре принятых идей французский романист Гюстав Флобер написал в начале статьи “Память”: “Память. Жаловаться на своих и даже хвастаться тем, что их нет”. Тем не менее, что касается раннего детства, все находятся в одной лодке: мы едва помним его.

Мы бы вряд ли сказали, что можем точно вспомнить эпизод, прожитый до 2-летнего возраста. Мы бы предположили, что это скорее продукт воображения, чем памяти. Воображение, почерпнутое, например, из анекдотов, рассказанных нашими старшими родственниками.

Этотранний феномен амнезии был известен в течение длительного времени и уже был описан Фрейдом: его называют инфантильной амнезией .

Помимо инфантильной амнезии, исследования памяти показали, что очень немногие воспоминания вспоминаются о событиях, пережитых в возрасте от 2 до 6 лет. более конкретно, воспоминания о событиях, пережитых в этот период, подвержены ускоренному забвению. Они также гораздо менее детализированы и ярки, чем воспоминания о событиях, пережитых впоследствии. Это называется детской амнезией .

Однако события, пережитые в раннем возрасте, такие как травматические события, могут оказать значительное влияние на последующее эмоциональное и интеллектуальное развитие. Как могут ранние переживания влиять на нашу жизнь, если мы их не помним? Как объяснить этот парадокс ранней амнезии ?

Гиппокамп: область мозга, ключ к памяти

Было бы неправильно сказать, что мы забываем абсолютно все , что пережили до двухлетнего возраста. В возрасте двух лет мы знаем, например, имена и лица членов нашей семьи или значение многих слов. Все это еще не забыто. Но мы говорим здесь о другом типе памяти-памяти фактов и понятий, то есть о семантической памяти .

С другой стороны, память об инфантильной амнезии и детской амнезии-это память о личном опыте, о конкретных событиях, которые мы помним, проживая в данном пространственном и временном контексте: например, День рождения друга, что-то, что произошло в определенном месте в определенное время. Это память о событиях, которые мы можем пережить и пересмотреть в нашей голове, то есть эпизодическая память .

Эпизодическая память в основном зависит от области мозга, называемой гиппокампом . Гиппокамп-это область, пораженная болезнью Альцгеймера. После инсульта тяжелое нарушение функции гиппокампа приводит к неспособности формировать новые эпизодические воспоминания (в то время как человек может продолжать изучать новую семантическую информацию).

Логически говоря, учитывая решающую роль гиппокампа в памяти, забывание воспоминаний раннего детства должно быть так или иначе связано с гиппокампом.

Медленное созревание гиппокампа в детстве

Для развития мозга требуется много времени. Это иногда называют "церебральным подростковым возрастом", который, как полагают, длится до 25 лет. Под развитием или созреванием мозга мы подразумеваем, что мы наблюдаем церебральные изменения (например, умножение связей между нейронами), которые объясняют прогрессирующее увеличение интеллектуальных способностей по мере нашего взросления; после этого момента мы просто стареем.

Церебральное созревание происходит асинхронно: не все области мозга развиваются одновременно и с одинаковой скоростью. До относительно недавнего времени считалось, что гиппокамп достигает этого состояния созревания относительно быстро. Гиппокамп видит, что его объем удваивается в течение первых двух лет жизни, во время детской амнезии, до застоя после этого. Таким образом, все указывало на то, что гиппокамп был зрелым с двухлетнего возраста. Это объясняло отсутствие воспоминаний об инфантильной амнезии, но не редкость воспоминаний о периоде детской амнезии.

Однако благодаря недавнему развитию методов нейровизуализации было отмечено, что процессы созревания продолжаются в гиппокампе в период детской амнезии. Гиппокамп состоит из нескольких различных подобластей, каждый из которых выполняет определенную функцию. Эти подрегионы организованы в цепи, которые служат для создания и восстановления памяти. Примерно в возрасте около 6 лет наиболее сложные из этих контуров достигают созревания: это соответствует окончанию детской амнезии.

Таким образом , существует прямая связь между основными периодами созревания гиппокампа и основными периодами развития эпизодической памяти .

Три теории ранней амнезии

Наблюдение взаимосвязи между созреванием гиппокампа и развитием навыков запоминания показывает вовлеченность гиппокампа, но не дает прямого объяснения забвению ранних воспоминаний. Каковы механизмы, лежащие в основе этого явления?

До сих пор были предложены три основные теории. Первый из них можно назвать теорией развития . Согласно ему, во время инфантильной амнезии гиппокамп слишком "незрел" (его внутренние контуры не установлены; он не эффективно связан с другими областями мозга и т. д.), чтобы позволить эффективно формировать воспоминания. Таким образом, инфантильная амнезия объясняется просто: у нас нет эпизодических воспоминаний до двух лет, потому что мы не создаем их до этого возраста.

Вторая теория-теория нейрогенеза . В отличие от большинства органов, мозг не производит новых клеток (то есть новых нейронов) в течение жизни. Мы рождаемся со всеми нейронами, которые будем использовать в течение нашей жизни. Гиппокамп-исключение. Это одна из немногих областей, где после рождения происходит непрерывное образование новых нейронов. Создание новых нейронов (нейрогенез) особенно важно в гиппокампе в раннем детстве. Согласно теории нейрогенеза, гиппокамп активно участвует в формировании памяти с раннего возраста. Однако массовое создание новых нейронов в этот период приводит к разрушению и замене уже существующих нейронов. Таким образом, доступ к воспоминаниям, ранее сохраненным этими нейронами, может быть потерян. Эти ранние воспоминания могут оставаться в мозгу, но таким образом, что они будут недоступны. Это немного похоже на невозможность открыть программу после обновления вашей ОС (спасибо Apple).

Третья теория-теория критических периодов , которую можно рассматривать как форму синтеза первых двух. Согласно этой теории, раннее детство представляет для гиппокампа критический период. Критический период-это период развития, в течение которого мозг особенно пластичен, то есть чувствителен к влиянию окружающей среды, что позволяет очень быстро обучаться. Например, мы знаем, что раннее детство является критическим периодом для овладения языком, потому что маленькие дети могут быстро выучить любой язык, если они подвергаются воздействию этого языка. Согласно этой теории, гиппокамп постепенно учится создавать воспоминания в раннем детстве , под влиянием окружающей среды. Таким образом, эта теория согласуется с теорией развития, согласно которой гиппокамп в раннем детстве слишком незрел, чтобы создавать долговременные воспоминания, поскольку гиппокамп все еще учится запоминать. Однако это согласуется с теорией нейрогенеза о том, что гиппокамп, тем не менее, активно участвует в создании новых воспоминаний. Даже если они забыты, эти ранние воспоминания могут оставаться в мозгу в латентной форме. Они могут быть даже повторно активированы после воздействия соответствующих сигналов .

Таким образом, инфантильная амнезия, а затем и детская амнезия могут быть объяснены прогрессирующим процессом обучения гиппокампа, реконфигурирующим его внутренние и внешние связи под влиянием окружающей среды, чтобы научиться эффективно запоминать.

(Вообще говоря, когда две убедительные теории противостоят друг другу, истина часто находится где-то посередине).

-2

Таким образом, эта теория дает объяснение парадоксу ранней амнезии. Если определенные ранние события могут оказать значительное влияние на последующее развитие в отсутствие памяти об этом событии, то это происходит потому, что: 1) эмоциональная память, зависящая от миндалевидного тела (другой области мозга), созревает раньше эпизодической памяти. Таким образом, ранние травматические события могут оказывать длительное влияние на последующее развитие через эмоциональный след памяти, который не сопровождается эпизодическим следом памяти. 2) эпизодический след памяти, тем не менее, может оставаться латентным в мозге и влиять на последующее развитие. 3) критический период-это период развития, в котором область мозга обладает особенно высокой пластичностью под влиянием окружающей среды. Следовательно, раннее травматическое событие может оказывать долгосрочное воздействие, изменяя “нормальную” траекторию развития мозга, учитывая эту пластичность. Чем раньше происходит событие, тем больше потенциально пагубных последствий, потому что пораженный диапазон развития (развитие, которое еще должно произойти) больше.

Если ранние воспоминания остаются в мозгу, даже в латентной или деградированной форме, возможно ли восстановить некоторые из них? Недавние методы, все еще находящиеся на экспериментальной стадии, позволяют вывести забытые воспоминания на поверхность путем реактивации нейронов, которые их хранят на бумаге, таким образом, это не невозможно .