Найти тему
Порассуждаем

Три причины, из-за которых люди могут не понять друг друга при общении. Или почему бывает, что собеседник не слышит говорящего.

В данной статье я бы хотел рассмотреть ситуации при общении, часто влекущие за собой непонимание между собеседниками. Мне кажется, что это могло бы быть интересно для участников переговоров в широком смысле, которые почему-то не могут достучаться до своего визави. И, в общем, при любых разговорах. Это могут быть как деловые переговоры, так и общение между супругами, друзьями или с ребенком, новыми знакомыми или же со случайными людьми.

В данной статье речь идет не о глобальных расхождениях между людьми, когда в принципе стоит подумать в целесообразности продолжения беседы, а то и отношений. К сожалению, это тоже встречается нередко.

Сейчас я бы хотел остановиться на ситуации во время непосредственного общения между людьми. Например, диалога или же презентации, после которой человек ожидает реакцию слушателя.

Наверное, каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он понимает, что продолжение разговора не имеет смысла из-за отсутствия перспектив прийти к соглашению. До того момента, когда человек пришел к этому выводу, есть смысл «прогнать» ваше общение через 3 момента, изложенных далее. Возможно, это поможет вам быть более терпеливым, и вы сможете лучше понять мотивы другой стороны.

Скорее всего, многим людям это знакомо. Зачастую они не задумываются об этом или же реагируют более эмоционально. В своей практике я пришел к выводу, что причиной, когда человек не слышит собеседника, могут быть 3 ситуации . Давайте кратко рассмотрим их. Они следуют в произвольном порядке, так как частота их возникновений зависит от различных причин. В том числе от склада ума собеседника, внешних обстоятельств, его истинных целей, глубины его знакомства с темой разговора, эмоционального состояния и прочих совсем разных факторов. В конечном итоге эти причины могут давать те или иные отклонения от направления разговора, заданного изначально.

Итак - первая ситуация. Собеседник не понимает говорящего из-за того, что просто не слушает своего визави в данный момент.

Причина в том, что в это время вместо того, чтобы слушать, он может обдумывать услышанное ранее, просчитывать варианты, формулировать ответ собеседнику или думать о чем-то своем. При этом думать он может как о том, что связано с данным разговором, так и абсолютно на любые темы, которые в данном момент, возможно, волнуют его больше чем предмет разговора.

-2

Далее вторая ситуация. Говорящий думает, что собеседник, не понимает его, потому что вторая сторона реагирует не так, как ожидает первая сторона.

(Если немного запутал вас, пожалуйста, дочитайте комментарий.)

В данном случае причина несколько парадоксальна на первый взгляд: оппонент специально или неосознанно выдает не совсем адекватную реакцию на слова говорящего. Она только кажется неожиданной и заключается в том, что вторая сторона говорит для третьих лиц! Причина в том, что у оппонента просто-напросто другие цели .

С одной стороны, кажется, что это противоречит здравому смыслу, при этом с другой стороны все очень логично. Например, когда оппонент в составе группы, хочет произвести впечатление на своего руководителя. Его задача не достижение результата, а демонстрация своему начальнику того, что на данный момент он посчитал более важным. Как вариант показать свою твердость. Или свое умение перебивать, быть настойчивым, молчаливым или многословным. Или же свою компетентность по другому вопросу, даже если он не относится к теме переговоров. При этом «непонимающий» знает, что это сейчас актуально для его руководителя, супруги или соседа, то есть людей, на которых он сейчас хочет произвести впечатление. И это для него важнее, чем быть правильно понятым другой/первой стороной.

Или другой случай. Начальник, ведущий беседу, хочет показать своим подчиненным свою твердость. Ему не важно, что переговоры могут зайти в тупик. При этом важно, что про него подумают свои, например, признав его твердость. Тогда ведущий переговоры может быть резким, хамоватым или даже грубым. Это похоже на фразу «бей своих, чтобы чужие боялись». Только в данном случае ее лучше перефразировать в «бей чужих, чтобы свои уважали».

Таких примеров достаточно в жизни каждого.

-3

И третья ситуация. Человек может не понять собеседника по причине разного понимания обсуждаемой темы .

Она тоже неожиданная, при этом встречается достаточно часто. Причина этого кроется в культурных, исторических (для человека), профессиональных или интеллектуальных отличиях. Все это происходит из-за того, что человек действует в своей системе координат, которая привычна и естественна для него. И он думает, что так же это очевидно и для других людей.

Также уверен, что многие сталкивалисть с этим. Например, люди договорились идти за грибами. В итоге один принес только белые и подобные грибы, второй – все съедобные, третий – только лисички, так как больше любит их, а четвертый принес мухоморы, потому что они показались ему самыми красивыми. Другой пример. Руководитель организации анонсировал поездку за город на выходные, сказав только, что всем понравится. В итоге кто-то приехал в джинсах, кто-то в деловом костюме и платье, кто-то в шортах, захватив банные принадлежности.

И на мой взгляд большая иллюзия думать, что для любого человека будет понятно и нормально применение тех же принципов и критериев, которые человек считает очевидными и даже объективными! В качестве примера можно упомянуть сюрприз женатого мужчины своей супруге. Наверное, каждый знает случаи (а может и сам сталкивался с подобным), когда подарок не приносил радости второй половине и даже расстраивал ее. При этом инициатор был уверен, что это будет интереснейший сюрприз, и человек, получивший его, точно получит огромные положительные эмоции. Кстати, сюда можно привести вариант с подарками детям. Бывает, что дети со своей непосредственностью прямо заявляют, что это совсем не то, что они хотели.

В заключении я бы хотел еще раз подчеркнуть то, что помня об этих особенностях, их можно использовать для построения более комфортных и, как следствие, более выгодных в широком смысле взаимоотношений с людьми . И это касается как незнакомых людей, так и людей из близкого круга. В каждой из описанных ситуаций можно взаимодействовать с людьми более эффективно, практически сводя на нет непонимание и избегая неудобных ситуаций и неловких моментов.

Приглашаю уважаемых читателей на канал. Он посвящен общению и взаимодействию между людьми. Одна из целей практическая: сделать общение более комфортным и перспективным для сторон. А также (смею надеяться) развлечь вас интересными и полезными материалами. С уважением…