Древние римляне едва ли не первыми стали строить капитальные, по тем временам, дороги. Некоторые сохранились до наших дней — плотные, выпуклые (для слива дождевой воды), с дренажными канавами, а около городов даже мощёные.
Первая стратегическая дорога (для военных целей) возникла ещё в 312 году до н. э. и соединила Рим с Капуей . Транспортные артерии вели из столицы империи в другие города. Человек, попав на любую римскую дорогу, мог спокойно добраться до главного города, отсюда и поговорка — все дороги ведут в Рим.
Однако из-за быстрого роста населения в Риме - пробки стали обыденным делом, поэтому дорожное строительство и использование дорог правители стремились урегулировать.
К середине 5 века до н. э. вышел закон, устанавливающий нормы строительства: 8 футов ширина прямого пути и 16 - на поворотах. За состояние и своевременный ремонт отвечал государственный чиновник. Первые транспортные средства были не столь тяжелы, как нынешние. Коляска, запряжённая лошадьми, могла провозить компанию общим весом до 450 килограмм, 1 - 2 человека передвигались на колесницах, телеги перевозили грузы. Общее число повозок росло и ездить хаотично становилось опасно, тем более, что движение внутри города было одностороннее, а точнее — левостороннее. Правую руку оставляли свободной, чтобы рыцарь всегда мог выхватить оружие и защитить даму.
Юлий Цезарь впервые издал Правила Дорожного Движения. Согласно документу частным повозкам запрещались разъезжать по городу в рабочее время, чтобы не создавать заторов на переполненных улицах. Приезжим вообще предписывалось оставлять экипажи за пределами муниципалитета. Передвигаться им полагалось только пешком или на нанятых носилках (паланкинах). За исполнением закона следили специально обученные люди (из бывших пожарных), они регулировали движение и разрешали возникающие конфликты. Состоятельные горожане перед поездкой высылали скороходов, чтобы те заранее расчищали пути и предотвращали попадание господ в пробки.
За городской чертой ездить дозволялось, когда заблагорассудится. Для путешественников, дабы не заблудиться, устанавливали дорожные знаки. На каменных колоннах писали сколько миль оставалось до населённого пункта. Октавиан Август приказал установить мильный камень и отметить на нём расстояние до важнейших городов. С его лёгкой руки расстояние начали отмерять от "нулевого километра".
Примерно через каждые полтора десятка километров стояли пункты для смены лошадей. Некоторые, выкрашенные в красный цвет, предназначались для ночёвки.
Безусловно, дороги способствовали экономическому развитию античной империи. С другой стороны, они упростили задачу варварам, которые легко ворвались и завоевали древнее государство.